Методическое пособие по работе с программой APM WinFEM2D

 

 

Главная

 

Методическое пособие по работе с программой APM WinFEM2D

 

Назначение: Программа APM WinFem2D представляет систему расчета плоских деталей машин на основе конечно-элементного анализа, с выводом результатов на экран (в файл, или на печать).

 

1.      Запуск программы: ПускПрограммыAPM WinMachineAPM WinFem2DEnter. При наличии ярлыка программы на рабочем столе возможен запуск двойным нажатием мыши на ярлыке.

2.      Назначение программы.

АПМ WinFEM2D - это система конечно-элементного анализа плоских деталей машин, разработанная в Центре АПМ. Название "WinFEM2D" происходит от слов "Windows"(т.к. система работает в среде Microsoft Windows) и "FEM2D" сокращение от Finite Elements Method (метод конечных элементов), а 2D (2 Dimentional) показывает, что система работает с плоскими объектами.

Система позволяет решить методом конечных элементов следующие задачи:

- Кручение с изгибом бруса произвольного сечения.

- Анализ напряженного состояния плоского твердого деформированного тела нагруженного силовыми факторами в плоскости тела.

- Стационарная теплопроводность в 2D области.

3. Требования к аппаратуре и программному обеспечению.

АПМ WinFEM2D работает на IBM PC компьютерах (включая все IBM совместимые) с 80386, 80486 или Pentium процессорами и не требует математического сопроцессора. АПМ WinFEM2D предназначена для работы в среде Microsoft Windows версии 3.1 и выше.

4. Инсталляция программы.

Для установки АПМ WinFEM2D на вашем PC, используйте SETUP.EXE, простой способ установки программы с дистрибутивной дискеты. Программа работает в среде Microsoft Windows и чтобы запустить её из DOS  напишите в командной строке

win b:\setup

Чтобы установить программу из Windows используйте команду File | Run диспетчера программ (Program Manager). В появившемся окне диалога Run напишите:

a:\setup

в поле текста, которое называется Command Line. Затем следуйте инструкциям, появляющимися на экране. Программа установки копирует все требуемые файлы с дистрибутивной дискеты на жёсткий диск вашего компьютера.

 

5. Состав пособия.

 

Введение (п.1-5) даёт вам общие сведения об АПМ WinFEM2D и кратко сообщает о возможности данного пакета. Вы узнаете как установить АПМ WinFEM2D на вашем PC, перечислены требования к аппаратуре и программному обеспечению.

Задачи, исходные данные и результаты (п.6-7) содержит описание задач, решаемых с помощью АПМ WinFEM2D с их математической постановкой. Даны определения вычисляемых параметров и исходных данных, описаны формы представления результатов.

Редактор подготовки графических данных (п.8) содержит описание основных принципов работы специализированного графического редактора, используемого для задания конфигурации объекта, ввода нагрузок, задания температуры и закреплений.

Работа в среде АПМ WinFEM2D (п.9-11) описывает основные этапы ввода данных при решении каждой задачи.

Справочник по командам (п.12) содержит полное описание всех команд меню АПМ WinFEM2D.

 

6. Постановка задачи, исходные данные и результаты.

А. Задача конечно – элементного анализа, применительно к механике плоского твердого деформированного тела, нагруженного силовыми факторами в плоскости тела.

Рассматривается 2D задача теории упругости ¾ плоское напряженно деформированное состояние твердого тела под действием разного вида нагрузок при произвольном нагружении. Под плоскими понимаются деформации, при которых равны нулю перемещения нормальные к плоскости нагружения. Рассмотрим подробнее задачу применительно к пластине, которая нагружена в плоскости совпадающей с плоскостью этой пластины. Рассматривается произвольная  двумерную область D с границей S (см. Рис 1), и которая представляет собой проекцию упругой пластины толщиной t. На некотором участке границы приложена распределённая нагрузка, которая выражается силой Т, приложенной к единицы границы. К телу могут быть приложены также сосредоточенные силы. Требуется определить напряжения действующие в каждой точке данной области, а также определить их деформации .

 

Рис 1 Задача расчета плоско напряженного состояния.

Кроме нагрузки на тело накладывается ряд ограничений по перемещениям, что моделируется простановкой произвольного числа опор. Опоры могут быть как сосредоточенными, так и равномерно распределенными.

Б. Стационарная задача теплопроводности.

Рассматривается 2D задача теплопроводности в твердом теле, т.е. нахождение стационарного  (независящего от времени) поля температур в плоской области. Пусть задана произвольная двумерная область без внутренних источников тепла и на границе заданы следующие граничные условия:

1) заданное на части границы S1 тела поле температур T0(r):

T(r) = T0(r), r Î S1

2),                                                                                                                       (1)

где n - внешняя нормаль к границе, которое возникает в случае отсутствия конвективного теплообмена и потока тепла через границу.

Требуется найти распределение температуры в данной двумерной области.

В. Задача кручения с изгибом.

Рассматривается задача расчета бруса произвольного поперечного сечения нагруженного сложной нагрузкой,  такой как линейно  распределенной нормальной силой  вызванной изгибом бруса и касательной нагрузкой, вызванной  его кручением.       Такая задача наиболее часто встречается в практике проектирования. Задача расчета прочности сводится к определению эквивалентных напряжений величины исходя из энергетической теории прочности. Согласно этой теории два напряженных состояния считаются равнопрочными, если энергии их формоизменений оказываются равными. Согласно этой теории величина эквивалентного напряжения определяется из уравнения:

                     (2)

где напряжения под корнем представляют собой компоненты напряжений сложного напряженного состояния точки.

Нормальные напряжения рассчитываются  методами сопротивления материалов для случая чистого изгиба, а касательные напряжения определяются методом конечных элементов.

 

6.1. Исходные данные.

Исходными данными для каждой из проектных задач являются следующие:

 А. Задача конечно-элементного анализа плоского деформированного тела

·          геометрия тела;

·          внешние нагрузки, которые могут быть сосредоточенными и распределенными по границе области;

·          условия закрепления, представляющие собой закрепления точек области, а также участков границы;

·          модуль упругости;

·          коэффициент Пуассона;

·          толщина пластины.

Б. Задача кручения с изгибом

·          геометрия поперечного сечения бруса;

·          внешние нагрузки, нормальные и касательные к плоскости поперечного сечения;

·          модуль упругости;

·          коэффициент Пуассона;

·          пределы прочности и текучести.

В. Задача стационарной теплопроводности

·          геометрия тела;

·          граничные условия в виде температур на границе.

 

6.2. Результаты

Результатами расчета проектных задач являются:

А. Задача конечно-элементного анализа плоского деформированного тела

¨        карта напряжений в области;

¨        перемещения  точек области;

¨        геометрические характеристики пластины:

·      площадь;

·      положение центра тяжести;

·      моменты инерции;

·      направление главных центральных осей;

Б. Задача кручения с изгибом

¨        карта эквивалентных напряжений поперечного сечения;

¨        значения коэффициентов запаса прочности и текучести;

¨        геометрические характеристики поперечного сечения:

·      площадь;

·      положение центра тяжести;

·      осевые моменты инерции;

·      направление главных центральных осей.

В. Задача стационарной теплопроводности

¨        карта распределения температур.

 

7. Определения.

Максимальное эквивалентное напряжение ¾ напряжение, действующее в наиболее нагруженной точке. Под эквивалентным напряжением понимается напряжение растяжения, вызывающее такое же разрушающее воздействие, что и совокупность нормальных и касательных напряжений.

Коэффициент запаса прочности ¾ отношение допускаемого напряжения материала к фактически действующему эквивалентному напряжению в наиболее нагруженной точке.

Коэффициент запаса текучести ¾ отношение предела текучести материала к фактически действующему эквивалентному напряжению в наиболее нагруженной точке.

Осевым  моментом инерции называется сумма произведений из элементарных площадок на квадрат расстояния от их центра тяжести до рассматриваемой оси.

Статическим  моментом называется сумма произведений площади элементарных площадок на  расстояния от их центра тяжести до рассматриваемой оси.

Центром тяжести (масс) называется точка, относительно которой статический момент равен нулю.

Главными центральными осями называются две взаимно-перпендикулярные оси, проходящие через центр масс, относительно которых осевые моменты инерции имеют максимальное значение (смешенный момент равен нулю).

8. Редактор подготовки графических данных.

            8.1. Назначение.

Редактор подготовки графических данных, входящий в состав системы АПМ WinFEM2D, представляет собой специализированный графический редактор, который дает в распоряжение пользователя гибкие и удобные средства для задания всех необходимых для решения задачи данных таких как: геометрия сечения или тела, внешние нагрузи, закрепления, температура, а также характеристики материала.

8.2. Компоненты редактора графических данных.

Внешний вид редактора задания графических данных АПМ WinFEM2D показан на Рис. 2.

Его основными элементами являются инструментальная панель, информационная панель, линейки и рабочее поле (окно редактирования).

 

Рис 2. Внешний вид редактора подготовки графических данных.

              

8.2.1. Рабочее поле.

Рабочее поле является главным компонентом редактора графических данных. В нем отображается геометрия области, выполняются операции по ее формированию и изменению. В нем также вводятся и показываются действующие на тело нагрузки, температуры и закрепления в зависимости от решаемой задачи.

               8.2.2. Линейки.

Редактор включает в себя две линейки ¾ вертикальную и горизонтальную.  На линейках показаны шкалы, которые зависят от текущего масштаба изображения и текущих единиц измерения. Линейки одновременно являются полосами прокрутки ¾ нажимая кнопки на линейках можно просматривать разные участки рабочей плоскости.

8.2.3. Информационная панель.

Информационная панель используется для вывода текущих значений параметров в процессе работы. Набор отображаемых параметров зависит от того с каким элементом Вы работаете. Так, например, при рисовании окружности на информационной панели показываются координаты курсора и радиус.

8.2.5. Инструментальная панель.

Инструментальная панель содержит кнопки для вызова основных команд редактора, а также для вызова кнопочного меню нижнего уровня. Для вызова нужной команды щелкните левой кнопкой мыши на соответствующей кнопке. Полное описание команд инструментальной панели приведено в п. (Справочник команд).

8.3. Увеличение размеров рабочего поля.

Пользователь может увеличить размеры рабочего поля за счет удаления с экрана линеек, инструментальной и информационной панелей. Для этого используются команды Линейки, Инструментальная панель, Окно статуса всплывающего меню Вид.  В любой момент времени каждый из этих элементов можно снова вернуть на экран (установив соответствующие флажки в окошках меню).

8.4. Масштаб изображения.

Для изменения масштаба изображения служит команда Установки | Масштаб. В диалоговом окне показанном на Рис. 15 Вы можете ввести нужный масштаб в поле Масштаб или выбрать один из стандартных масштабов (1 : 2, 1 : 5, 1 : 10 и т.д.).

8.5. Палитры редактора.

Палитрой называется совокупность цветов, используемых для рисования графических примитивов, нагрузок, контуров, поверхности, закреплений, а также цвета фона и цвета линий вспомогательной сетки. В распоряжении пользователя имеется четыре палитры (“серая”, “белая”, “черная” и “черное на белом”). Для выбора палитры используется команда Установки | Палитра.

8.6. Вспомогательная сетка.

Для лучшего визуального контроля при рисовании геометрии, нагрузок и других элементов в поле редактора может выводиться вспомогательная прямоугольная сетка. С помощью команды Установки | Сетка пользователь может выбрать шаг сетки и тип линий сетки.

9. Общие принципы работы с редактором.

9.1 Типы элементов.

Все геометрические объекты (линия, отрезок, окружность, дуга, точка), рисуемые с помощью редактора АПМ WinFEM2D, делятся на основные и вспомогательные.

Для того чтобы представить себе различие между основными и вспомогательными элементами, полезно вспомнить как создается обычный “ручной” чертеж. В работе над ним чертежник задает рабочие, “вспомогательные” элементы¾точки, линии, окружности и т.п., которые используются для построения основных элементов, составляющих главное содержание чертежа. Допустим объект, который мы должны нарисовать содержит серию отверстий, центры которых лежат на одной линии или на одной окружности. В этом случае удобно сначала задать вспомогательный объект¾линию или окружность, которые не будет входить в окончательный вариант чертежа, а используются только для удобства построения и редактирования.

Для задания основных и вспомогательных элементов в АПМ WinFEM2D используются разные команды: для основных элементов команды всплывающего меню Построение, для вспомогательных¾команды меню Инструменты. Основные и вспомогательные элементы различаются и внешне¾первые изображаются сплошными линиями, вторые¾пунктирными.

9.2. Связи между элементами.

Реальные  геометрические объекты, включая и те, с которыми приходится иметь дело при проектировании деталей машин, как правило имеют иерархическую структуру. Это означает, что в их составе можно выделить “главные” элементы, составляющие “скелет” формы и второстепенные, которые можно рассматривать как локальные компоненты. Разделение на основные и второстепенные элементы предусматривает наличие связи между ними¾локальные компоненты привязаны к основным. Другим источником иерархичности является построение, в процессе которого удобно использовать вспомогательные элементы, к которым привязываются основные. Еще один важный источник возникновения иерархии ¾ параметризация, которая также предполагает наличие логических связей между элементами чертежа.

В процессе построения объектов в редакторе АПМ WinFEM2D между ними устанавливаются связи, тип которых зависит от способа построения каждого элемента. Эта связь обуславливает зависимость размеров и расположения объекта от параметров объектов, с которыми он связан. Рассмотрим это на конкретных примерах. Пусть вы построили окружность касательную к двум вспомогательным прямым. Тогда при изменении положения любой из этих прямых изменит своё положение и окружность. Другой пример: допустим Вы построили отрезок, концы которого привязаны к двум узлам, тогда изменяя положение этих узлов вы будете изменять размеры и положение отрезка.

9.3 Выбор режима.

Для того чтобы ввести исходные данные нужно задать геометрию области (нарисовать сам объект); для проведения расчетов, нужно также ввести нагрузки и, если нужно, граничные условия. Чтобы нарисовать или отредактировать какой либо элемент, нужно переключить редактор в режим рисования этого элемента. Для этого нужно выбрать либо соответствующую кнопку на инструментальной панели, либо команду в меню.

9.4. Рисование объекта.

Рисование элемента (примитива) сводится к заданию точек, определяющих его размеры и положение на плоскости, причем эти точки и порядок их ввода зависят от того каким образом рисуется объект. Так, например, если вы строите окружность по центру и радиусу, то сначала нужно задать центр окружности, а затем установить требуемый радиус. Чтобы задать точку нужно подвести к ней курсор и нажать левую кнопку мыши. В процессе перемещения курсора при рисовании примитива на экране рисуется текущая форма (или текущие габариты) элемента, а в окне статуса выводятся текущие значения основных параметров. Нажатие правой кнопки мыши в большинстве случаев приводит к отмене предыдущей команды. Особенности работы каждой команды приведены в п. 12 (Справочник команд).

9.5. Редактирование.

Редактирование в системе АПМ WinFEM2D включает в себя:

-         изменение параметров элементов графических данных;

-         их удаление.

Чтобы перейти в режим редактирования элементов нужно выбрать команду Редактирование | Редактировать или нажать соответствующую кнопку. Редактирование осуществляется в несколько этапов и зависит от способа построения элемента и его связи  с другими элементами:

А. Выбор редактируемого элемента.

Б. Выбор  редактируемого параметра.

В. Установка требуемых размеров.

Г. Подтверждение установленных размеров.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

 

Выбор редактируемого элемента. Чтобы выбрать элемент для редактирования подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши. В результате элемент и те объекты, от которых он зависит, выделятся цветом.

Выбор параметра для редактирования. Этот этап необязателен его наличие зависит от того есть ли необходимость выбора параметра для редактирования. Если такой необходимости нет, этот этап автоматически пропускается. Рассмотрим действия на этом этапе на примере. Допустим Вы редактируете окружность и есть возможность выбора между редактированием радиуса или положения центра (эта возможность появляется, если окружность не зависит от других элементов). Чтобы редактировать положение центра поместите курсор  ближе к центру и нажмите левую кнопку мыши, а для изменения радиуса подведите курсор к окружности и нажмите левую кнопку мыши. Или при редактировании отрезка для выбора конца, который вы хотите переместить, подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Установка требуемых размеров. Установка размеров и положения осуществляется перемещением курсора. При этом на экране рисуется текущая форма элемента, которая зависит от связи элемента с другими. Установите требуемый размер и нажмите левую кнопку мыши.

Подтверждение установленных размеров. Этот этап начинается сразу после предыдущего. Во время него изменяются параметры редактируемого элемента и всех связанных с ним. Если это приводит к ошибке, то новые параметры не устанавливаются и элемент остаётся без изменений.

10. Базовые средства.

10.1.  Двумерная область контура.

Для решения задачи на изгиб и кручение, на плоско напряженное состояние, а также в задаче статической теплопроводности необходимо задать либо сечение бруса либо пластину, которые представляют собой двумерную область. В АПМ WinFEM2D двумерная область определяется набором контуров. Контуром является замкнутая кривая состоящая из основных элементов, т.е. построенных с помощью команд меню Построение¾отрезков и дуг. Окружность ¾ простейший вид такого контура. Пользователю предлагаются два вида контуров, которые называются внешний и внутренний. Они различаются вкладом, который дают в результирующую поверхность. Внешний контур отображается толстой линией синего цвета, внутренний¾красного. Область, ограниченная внешним контуром, включается в результирующую поверхность, а ограниченная внутренним контуром исключается из неё. На рисунке внизу (Рис.3) дается поясняющий пример. Цифрами показаны номера контуров, внешние контура синим цветом, внутренние ¾ красным, а результирующая поверхность ¾ серым.

Рис 3. Пример поверхности и образующих ее контуров.

 

Чтобы задать контур необходимо сначала его нарисовать, а затем определить его как внешний или внутренний используя команды Данные | Внешний контур и Данные | Внутренний контур.

 

10.2. Нагрузки.

В данной системе используется два вида нагрузок сосредоточенные и распределенные. Сосредоточенные делятся в свою очередь на нормальные к поверхности и касательные к ней. В задаче на изгиб и кручение допускаются только сосредоточенные нагрузки. В задаче на плоско - напряженное состояние можно вводить сосредоточенные нагрузки, касательные к поверхности пластины, а также распределенные нагрузки. Сосредоточенные нагрузки вводятся с помощью команд Данные | Касательная сила и Данные | Нормальная сила, а распределенные командой Данные | Распределенная нагрузка. Подробнее см. соответствующие команды в п. 12 (Справочник команд).

10.3. Закрепления.

Как правило, задача статики ставится для закрепленной конструкции, когда тело под действием внешних сил не может двигаться как единое тело, т.е. некоторые перемещения равны нулю (закреплены). Закрепления выступают здесь как граничные условия на перемещения точек. В данной системе реализовано полное закрепление точки поверхности или всех точек некоторого участка границы области. Закрепления вводятся с помощью команд Данные | Закрепление точки и Данные | Закрепление участка границы для закрепления точки и части границы соответственно. Подробнее см. соответствующие команды в п. 12 (Справочник команд).

10.4. Температура на границе.

Задание температуры на части границы как краевого условия необходимо при решении задачи стационарной теплопроводности. Температура вводится командой Данные | Температура на границе. Подробнее см. эту команду в п. 12 (Справочник команд).

 

11. Работа в среде АПМ WinFEM2D.

 

Здесь описывается последовательность шагов, которую необходимо проделать для ввода данных и решения задач. Общая схема ввода данных и расчета включает в себя следующие шаги:

1)   Задание геометрии пластины или поперечного сечения бруса в зависимости от решаемой задачи.

2)   Размещение нагрузок, действующих на объект.

3)   Задание граничных условий (если необходимо)

4)   Ввод числовых данных, необходимых для расчета

5)   Выполнение расчета

6)   Просмотр полученных результатов

Теперь мы можем приступить к описанию отдельных шагов.

1) Задание геометрии. Для того чтобы ввести геометрию двумерной области используется специализированный графический редактор, входящий в состав АПМ WinFEM2D. Подробнее этот редактор описан в предыдущей главе. Он включает достаточно широкий набор графических примитивов, позволяющий задать область произвольной формы. Редактор имеет простой и удобный интерфейс.

2) Размещение нагрузок. Ввод нагрузок осуществляется с помощью редактора, описанного выше. Пользователь может задать нормальные и касательные силы, а также нагрузку распределенную по границе области. Этот шаг необходим при решении задач на кручение с изгибом и на плоско напряженное состояние.

3) Задание граничных условий. Этот шаг необходим при решении задач на плоско напряженное состояние и стационарной теплопроводности. Конкретно о типах граничных условий и их вводе смотреть ниже в соответствующих пунктах.

4) Ввод численных данных необходим при анализе плоско напряженного состояния и для решении задачи кручения с изгибом. Под численными данными понимаются параметры пластины и параметры материала соответственно для первой и второй из выше упомянутых задач.

5) Расчет. Для выполнения расчета нужно выбрать команду Расчет в главном меню.

6) Просмотр результатов. Для того чтобы просмотреть результаты расчетов используйте команду Результаты главного меню.

Ниже будут описаны особенности шагов характерные для каждой из решаемых задач.

11.1. Задача анализа плоско - напряженного состояния.

Задание геометрии сводится  заданию формы поверхности пластины.

Форма поверхности пластины задается совокупностью ее внешних и внутренних границ. Границы поверхности состоят из контуров. Контур представляет замкнутую линию и может быть простым или составным. Простой контур образован одним графическим примитивом, например, прямоугольником или окружностью. Составной контур состоит из последовательности примитивов (отрезков линий, дуг), а также фрагментов, отсекаемых от них другими примитивами. Примеры поверхностей с формирующими их внешними и внутренними контурами показаны на Рис. 3.

Примечание! Формирование внешних и внутренних контуров по ИЛИ и по РАЗНОСТИ – содержится в описании редактора.

Ввод нагрузок. Для расчета необходимо ввести внешние нагрузки, которые, как это было указано в постановке задачи, могут быть сосредоточенными и распределенными. Сосредоточенные ¾ это силы действующие в плоскости тела, распределенные ¾ давление на границу области, задающееся в виде силы на единицу длины. Ввод распределенной нагрузки осуществляется заданием участков границы с постоянным по длине давлением. Нагрузки вводятся выбором пункта меню Данные | Касательная сила и Данные | Распределённая нагрузка. Подробнее см. п. 12 (Справочник по командам).

Задание граничных условий. В роли граничных условий выступают  закрепления точек области. Допускаются полные ( в направлении X и Y) закрепления точек, а также закрепление участков границы области. Закрепления вводятся с помощью команд меню Данные | Закрепление точки и Данные | Закрепление участка границы.

Ввод численных данных. Численными данными для этой задачи являются толщина пластины, модуль упругости материала пластины, коэффициент Пуассона и вводятся с помощью команды Данные | Параметры пластины. Данная команда и окно диалога для ввода параметров описаны в п. 12 (Справочник команд).

Расчёт. В процессе расчёта вычисляются геометрические параметры пластины и действующие в ней напряжения.

11.2. Задача кручения с изгибом.

Задание геометрии. Геометрия поперечного сечения бруса задается точно также как и поверхность пластины в задаче на плоско напряженное состояние.

Ввод нагрузок. Допускаются сосредоточенные нагрузки как нормальные, так и касательные к плоскости поперечного сечения. Они вводятся выбором пункта меню Данные | Нормальная сила и Касательная сила. Подробнее см. п.12 (Справочник команд).

Ввод численных данных. Численными данными для этой задачи являются коэффициенты запаса прочности и текучести, модуль упругости и коэффициент Пуассона. Они вводятся с помощью команды Данные | Параметры материала. Данная команда и окно диалога для ввода параметров описаны в п. 12 (Справочник команд).

Расчёт. В процессе расчёта вычисляются геометрические параметры поперечного сечения бруса и действующие в нем напряжения, а также коэффициенты запаса прочности и текучести.

11.3. Задача стационарной теплопроводности.

Задание геометрии. Геометрия пластины задается точно также как и в задаче на плоско напряженное состояние.

Задание граничных условий. Граничным условием как это следует из постановки задачи является температура на границе. Для ввода температуры на участках границы используются команды Данные | Температура на границе. Подробнее см. п.12 (Справочник команд).

Расчёт. Результатом расчёта является карта температур области.

 

12. Справочник по командам

 

Здесь дается полное описание команд меню и опций окон диалога в среде АПМ WinFEM2D. На Рис. 4 показано основное меню АПМ WinFEM2D со всеми подменю, вызываемыми из основного.

Рис 4 Структура меню АПМ WinFEM2D.

 

12.1. Меню Файл.

 

Меню Файл (Рис.5) включает команды для:

 

загрузки информации из архивных файлов;

сохранения информации в архивных файлах;

печати исходных данных и вычисленных результатов;

выбора принтера и опций печати;

очистки экрана для задания данных новой задачи ;

выхода из программы

 

Рис 5 Меню Файл.

 

12.1.1. Команда Загрузить...

Команда Файл | Загрузить открывает диалоговое окно Load archive file , показанное ниже (Рис.6). С помощью этого окна вы можете выбрать архивный файл, который Вы хотите загрузить.

Рис. 6  Окно диалога загрузки архивного файла

Ускоренный выбор

Кнопка         или       CTRL + L

 

12.1.2. Команда Сохранить

Команда Файл | Сохранить открывает диалоговое окно, показанное на Рис. 7. Используя его, Вы должны указать имя архивного файла, в котором будут сохранены исходные данные и результаты.

Рис. 7 Окно диалога для сохранения архивного файла.

 

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + S

 

 

12.1.3. Команда Новый

Команда Файл | Новый очищает рабочее поле окна и позволяет вам начать ввод данных для новой задачи.

 

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + N

12.1.4. Команда Печать

Команда Файл | Печать позволяет Вам распечатать исходные данные к задаче и результаты расчетов. После выбора этой команды, на экране появится диалоговое окно (см. Рис. 8).

Рис. 8 Окно диалога для выбора режимов печати.

 

С помощью этого диалогового окна Вы можете указать некоторые режимы печати. В левой верхней части окна показан текущий тип принтера. Чтобы изменить его используйте утилиту Control Panel, которая входит в состав Microsoft Windows. Подробности Вы можете найти в Руководстве пользователя Microsoft Windows.

 

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + P

 

12.1.5. Команда Установка принтера

Команда Файл | Установка принтера вызывает на экран диалоговое окно для настройки печати, показанное на Рис. 9.

Используя это диалоговое окно Вы можете изменять установки принтера и печати.

 

Рис. 9  Окно диалога Настройка печати.

 

12.1.6. Команда Выход

Используйте команду Файл | Выход для выхода из АПМ  WinFEM2D.

 

Ускоренный выбор

 

Клавиши    CTRL + X

 

12.2 Команда Задача.

Команда главного меню Задача вызывает на экран окно диалога, показанное на Рис. 10, для выбора типа решаемой задачи. Чтобы выбрать тип задачи нажмите кнопку, соответствующую ему с помощью клавиатуры или мыши.

 

Рис. 10 Окно диалога для выбора типа решаемой задачи.

 

12.3. Меню Редактирование.

Команда Редактирование главного меню вызывает всплывающее меню Редактирование, показанное на Рис. 11.

 а)         б)

Рис. 11 Меню Редактирование.

Кнопка на панели инструментов, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Редактирование, показанное на Рис. 11 б).

Далее даётся описание команд меню Редактирование.

12.3.1. Команда Выбрать

Команда Редактирование | Выбрать переводит редактор в режим выбора объектов для использования их в операциях, предлагаемых в этом же меню, т.е. перемещения, копирования, удаления и операции симметрии относительно прямой. Об этих операциях см. ниже.

Выбранные объекты показываются желтым цветом. Объекты можно выбирать окном и по отдельности. Чтобы выбрать окном нажмите левую кнопку мыши в точке первой вершины окна и, не отпуская, её переместите мышь в точку противоположной вершины, а затем отпустите. В результате все элементы попавшие полностью в окно будут выбраны.

Переместив мышь к требуемому объекту, а затем нажав и отпустив левую кнопку мыши, не перемещая в этот момент мышь, можно его выбрать или вернуть в невыбранное состояние. Если объект к этому моменту не был выбран, то он становится выбранным и наоборот если выбран, то возвращается в невыбранное состояние.

Нажатие правой кнопки мыши в этом режиме возвращает все объекты в начальное невыбранное состояние.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

12.3.2. Команда Редактировать.

Команда Редактирование | Редактировать переводит редактор в режим редактирования объектов. В этом режиме вы можете изменять параметры объектов в зависимости от типа их построения. Так, например, если редактируется окружность, построенная по центру и радиусу, то в этом режиме может изменятся радиус. Для выбора объекта редактирования подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши, в результате  он и объекты, с которыми он связан, выделятся цветом.  Установив нужные параметры, нажмите левую кнопку мыши. В результате  редактируемый объект и все связанные с ним  будут изменены. Если это изменение ведет к ошибке или к потере связи, то изменение параметров не происходит.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню 

 

12.3.3. Команда Копировать.

Команда Редактирование | Копировать переводит редактор в режим копирования объектов. Эта операция применяется к выбранным с помощью команды Редактирование | Выбрать объектам. Для копирования нажмите левую кнопку мыши в исходной точке. После этого копируемые объекты появятся возле курсора. Затем снова нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская её, переместите мышь на требуемое расстояние и отпустите. В результате все выделенные (выбранные)  объекта  скопируются в требуемое место. Нажатие правой кнопки мыши до выполнения копирования приводит к исходному состоянию, а после копирования к отмене выбора всех объектов.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню  

 

12.3.4. Команда Переместить.

Команда Редактирование | Переместить переводит редактор в режим перемещения объектов. Эта операция применяется к выбранным с помощью команды Редактирование | Выбрать объектам. Для перемещения нажмите левую кнопку мыши и не отпуская её переместите мышь на требуемое расстояние. В результате все выделенные (выбранные)  объекты  передвинутся на величину, равную перемещению мыши.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.3.5. Команда Симметрия

Команда Редактирование | Симметрия переводит редактор в режим операции симметрии объектов относительно прямой.  Эта операция применяется к объектам, выбранным с помощью команды Редактирование | Выбрать. Для выбора оси симметрии переместите мышь к требуемой вспомогательной прямой и нажмите левую кнопку мыши. Далее, для выполнения операции нажмите эту же кнопку ещё раз, или для отмены выбора оси правую кнопку мыши.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

12.3.6. Команда Удалить.

Команда Редактирование | Удалить удаляет все объекты, выбранные с помощью команды Редактирование | Выбрать.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

12.4. Меню Вид.

Команда Вид главного меню вызывает всплывающее меню Вид, показанное на Рис. 12.

 

Рис. 12. Меню Вид.

Команды этого меню позволяют скрыть или наоборот показать элементы экрана. Далее мы даём описание команд меню Вид.

12.4.1. Команда Панель инструментов.

Команда Вид | Панель инструментов позволяет скрыть с экрана или отобразить на нём панель инструментов. Если пункт меню отмечен, то панель отображается, если нет, то скрыта.

12.4.2. Команда Линейки.

Команда Вид | Линейки позволяет скрыть с экрана или отобразить на нём линейки, совмещённые и полосами прокрутки. Если пункт меню отмечен, то линейки отображаются, если нет, то скрыты.

12.4.3. Команда Окно статуса.

Команда Вид | Окно статуса позволяет скрыть с экрана или отобразить на нём окно статуса. Если пункт меню отмечен, то окно статуса отображается, если нет, то скрыто.

12.5. Меню Установки.

Команда Установки главного меню вызывает всплывающее меню Установки, показанное на рис. 4.10.

Рис 13 Меню Установки.

Все команды данного меню доступны через кнопки на инструментальной панели. Далее мы даём описание команд меню Установки.

12.5.1. Команда Единицы…

Команда Установки | Единицы вызывает на экран окно диалога для установки единиц измерения. Это окно диалога показано на Рис. 14.

 

Рис. 14  Окно диалога для выбора единиц измерения.

 

Указанное окно диалога включает 6 радио кнопок. Каждая кнопка обозначает один из типов единиц измерения, предлагаемых в АПМ WinFEM2D. Всё, что вам нужно сделать - это выбрать желаемые единицы мышью или клавишами стрелок и нажать кнопку Ok. В результате все координаты будут отображаться в выбранных единицах.

 

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + U

 

12.5.2. Команда Масштаб

 

Команда Установки | Масштаб отображает на экран окно диалога, показанное на Рис. 15 для выбора масштабного коэффициента. Это окно включает текстовое окно для ввода значения масштабного коэффициента с клавиатуры и набор кнопок для ввода нескольких стандартных масштабов. Масштабный коэффициент не зависит от установленных единиц измерения. 

 

 

Рис. 15. Окно диалога для ввода масштаба.

 

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + C

 

12.5.3. Команда Палитра

 

Команда Установки | Палитра отображает на экран окно диалога, показанное на Рис. 15 для установки  одной из четырёх видов заранее определенных палитр.

          Рис. 15 Окно диалога для установки палитры.

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + E

 

12.5.4. Команда Сетка

Команда Установки | Сетка отображает на экран окно диалога, показанное на Рис. 16. Это окно диалога включает текстовое окно для ввода шага сетки и четыре переключателя для установки типа сетки (типа линий, которыми она рисуется). Для того чтобы скрыть сетку, установите переключатель Нет сетки.

 

Рис.16 Окно диалога для установки параметров сетки.

 

Замечание: шаг сетки всегда задается в текущих единицах измерения.

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + G

 

12.5.5. Команда Шаг курсора

Команда Установки | Шаг курсора отображает на экран окно диалога, показанное на Рис. 17, которое позволяет устанавливать шаг курсора. Это окно диалога включает текстовое окно для ввода шага курсора.

 

Рис. 17. Окно диалога для шага курсора.

 

Замечание: шаг курсора всегда задается в текущих единицах измерения.

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + T

 

12.5.6. Команда Увеличение.

 

Команда Установки | Увеличение переводит редактор в режим увеличения масштаба окном. Чтобы определить его нажмите левую кнопку мыши в одном углу окна, затем не отпуская кнопки переместите мышь в противоположный угол и отпустите её. В результате установится соответствующий масштаб и центровка по центру рабочего окна.

 

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + Z

 

12.5.7. Команда Курсор перекрестие.

 

Команда Установки | Курсор перекрестие устанавливает или убирает с экрана курсор в виде двух взаимно перпендикулярных линий¾вертикальной и горизонтальной. Если этот пункт меню отмечен, то курсор установлен, если нет, то курсор убран с экрана. Данный курсор устанавливается только в режимах редактора связанных с рисованием отрезков, окружностей, дуг и точек.

 

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + R

 

12.6. Меню Инструменты.

 

Команда Инструменты главного меню вызывает всплывающее меню Инструменты, показанное на Рис. 18, а. Команды этого меню предоставляют пользователю возможность построения вспомогательных прямых и окружностей.

 

 а)   б)

Рис. 18 Меню Инструменты.

Кнопка на панели инструментов, соответствующая этой команде  вызывает кнопочное меню Инструменты, показанное на Рис. 18, б.

 

12.6.1. Команда Линия.

Команда Инструменты | Линия меню Инструменты вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 19, предоставляющее средства для построения вспомогательных линий. Все команды этого меню доступны через кнопочное меню Инструменты.

Рис.19  Меню Линия.

12.6.2 Команда Окружность.

Команда Инструменты | Окружность меню Инструменты вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 20, предоставляющее средства для построения вспомогательных окружностей. Все команды этого меню доступны через кнопочное меню Инструменты.

Рис.20 Меню Окружность.

12.6.3 Команда Удалить Всё.

Команда Инструменты | Удалить Всё удаляет все вспомогательные построения.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

Далее даётся описание команд меню (Инструменты | Линия) и (Инструменты | Окружность).

· Линия.

1) Команда Вертикальная.

Команда Линия | Вертикальная переводит редактор в режим построения вспомогательных вертикальных линий. Для ввода линии нажмите левую кнопку мыши в требуемой точке. Нажатие правой кнопки приводит к выходу из данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

2) Команда Горизонтальная.

Команда Линия | Горизонтальная переводит редактор в режим построения вспомогательных горизонтальных линий. Для ввода линии нажмите левую кнопку мыши в требуемой точке. Нажатие правой кнопки приводит к выходу из данного режима.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

3) Команда Вертикальная через узел.

Команда Линия | Вертикальная через узел переводит редактор в режим построения вспомогательных вертикальных линий через узел. Для ввода линии переместите курсор к требуемому узлу и нажмите левую кнопку мыши.

Нажатие правой кнопки приводит к исходному состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

4) Команда Горизонтальная через узел.

Команда Линия | Горизонтальная через узел переводит редактор в режим построения вспомогательных горизонтальных линий через узел. Для ввода линии переместите курсор к требуемому узлу и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

5) Команда Линия.

Команда Линия | Линия переводит редактор в режим построения вспомогательных  линий через узел под определённым угол. Для ввода линии переместите курсор к требуемому узлу и нажмите левую кнопку мыши. Далее, установите требуемый угол и нажмите её левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

6) Команда Линия через 2 Узла.

Команда Линия | Линия через 2 Узла переводит редактор в режим построения вспомогательных  линий через  2 узла. Для ввода линии переместите курсор к первому узлу и нажмите левую кнопку мыши, далее ко второму узлу и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

7) Команда Перпендикулярные.

Команда Линия | Перпендикулярные переводит редактор в режим построения двух вспомогательных перпендикулярных линий, вертикальной и горизонтальной. Для ввода линий нажмите левую кнопку мыши в требуемой точке. Нажатие правой кнопки приводит к выходу из данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

8) Команда Перпендикулярная к линии.

Команда Линия | Перпендикулярная к линии переводит редактор в режим построения перпендикуляра к линии. Чтобы выбрать линию для построения перпендикулярной к ней подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, перемещая курсор, добейтесь требуемого расположения перпендикуляра и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

9) Команда Параллельная к линии.

Команда Линия | Параллельная к линии переводит редактор в режим построения линий, параллельных к выбранной. Для выбора линии подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, перемещая курсор, добейтесь требуемого расположения параллельной линии и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

10) Команда Перпендикулярная к окружности.

Команда Линия | Перпендикулярная к окружности переводит редактор в режим построения линии, перпендикулярной к окружности, т.е. проходящей через её центр. Для выбора окружности  подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, перемещая курсор, добейтесь требуемого расположения прямой и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

11) Команда Касательная к окружности.

Команда Линия | Касательная к окружности переводит редактор в режим построения вспомогательных линий, касательных к окружности или к двум окружностям. Для выбора первой окружности подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, если вы хотите построить касательную к выбранной окружности, перемещая курсор, добейтесь требуемого расположения линии и нажмите левую кнопку мыши. Если вы хотите построить касательную прямую к двум окружностям, то для выбора второй окружности снова выберите этот же пункт меню, затем подведите курсор к требуемой окружности и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

· Окружность.

12) Команда Центр&Радиус.

Команда Окружность | Центр&Радиус переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, по центру и радиусу, причем в качестве центра выбирается уже существующая точка. Для выбора точки в качестве центра подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем перемещая курсор, установите требуемый радиус и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

13) Команда 3 Точки.

Команда Окружность | 3 Точки переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, по трем точкам, причем первые две выбираются из уже существующих, а третья может выбираться из существующих. Для выбора первой точки подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши, выбранная точка выделится цветом. Аналогично, выберите вторую точку. Затем вы можете установить требуемое положение окружности, нажав левую кнопку мыши в требуемой точке, фиксируя при этом радиус, либо выбрать третью точку из уже существующих. Для этого снова выберите этот же пункт меню и выберите точку аналогично выбору первой или второй. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

14) Команда Диаметр.

Команда Окружность | Диаметр переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, по двум точкам как на диаметре, причем первая выбирается из уже существующих, а вторая может выбираться из существующих. Для выбора первой точки подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши, выбранная точка выделится цветом.  Затем вы можете установить требуемое положение окружности, нажав левую кнопку мыши в требуемой точке, фиксируя при этом диаметр, либо выбрать вторую точку из уже существующих. Для этого снова выберите этот же пункт меню и выберите точку аналогично выбору первой. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

15) Команда Касательная к линии.

Команда Окружность | Касательная к линии переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, касательных к прямой или к двум прямым. Для выбора прямой подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши, выбранная линия выделится цветом.  Затем вы можете установить требуемое положение окружности и радиус, нажав левую кнопку мыши в требуемой точке. Вы также можете провести окружность касательную к двум  прямым Для этого после выбора первой прямой снова выберите этот же пункт меню и выберите аналогично вторую. После этого установите требуемое положение окружности и радиус перемещая курсор и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к возврату к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

16) Команда Касательная к окружности.

Команда Окружность | Касательная к окружности переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, касательных к окружности. Для выбора окружности подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши, выбранная окружность выделяется цветом.  Затем установите требуемое положение окружности и радиус и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к возврату к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

12.7 Меню Построение.

Команда Построение главного меню вызывает всплывающее меню Построение, показанное на Рис. 21, а. Команды этого меню предоставляют пользователю возможность построения точек, отрезков, окружностей и дуг ¾ примитивов, необходимых для задания поверхности пластины или геометрии поперечного сечения бруса.

 

 а)  б)

Рис. 21 Меню Построение.

Кнопка на панели инструментов, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Построение, показанное на Рис. 21, б.

 

Далее приводится описание каждой команды данного меню.

 

12.7.1. Команда Точка.

 

Команда Построение | Точка меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 22, а., предоставляющее средства для построения точек, которые можно затем использовать в качестве узлов привязки при построении отрезков, дуг, окружностей, вспомогательных линий.

 а)  б)

Рис. 22 Меню Точка.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Точка, показанное на Рис. 22, б.

12.7.2. Команда Отрезок.

Команда Построение | Отрезок меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 23, а., предоставляющее пользователю средства для построения отрезков.

 а)  б)

Рис. 23 Меню Отрезок.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Отрезок, показанное на Рис. 23, б.

12.7.3. Команда Прямоугольник.

Команда Построение | Прямоугольник меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 24, а., предоставляющее пользователю средства для построения прямоугольников из отрезков.

 а)  б)

Рис. 24 Меню Прямоугольник.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Прямоугольник, показанное на Рис. 24, б.

12.7.4. Команда Окружность.

Команда Построение | Окружность меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 25, а., предоставляющее пользователю средства для построения окружностей. Эти средства аналогичны тем, которые используются для построения вспомогательных окружностей.

 а)   б)

Рис. 25 Меню Окружность.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Окружность, показанное на Рис. 25, б.

12.7.5. Команда Дуга.

Команда Построение | Дуга меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 26, а., предоставляющее пользователю средства для построения дуг.

 а)   б)

Рис. 26 Меню Дуга.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Дуга, показанное на Рис. 26, б.

 

12.7.6. Команда Скругление.

Команда Построение | Скругление переводит редактор в режим построения скругления к двум отрезкам. Для выбора отрезка подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши. Выбранный отрезок выделится цветом. Аналогично выберите второй отрезок. Далее у пользователя есть возможность выбора области для построения скругления в случае неоднозначности. Для этого переместите курсор в требуемую область и нажмите левую кнопку мыши. Радиус дуги скругления задается следующей командой в окне диалога. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

12.7.7. Команда Радиус скругления.

Команда Построение | Радиус скругления меню Построение вызывает окно диалога, показанное на Рис. 27, позволяющее пользователю устанавливать радиус дуги скругления. Всё, что вам нужно¾это ввести требуемый радиус и нажать кнопку Оk. 

 

Рис. 27 Окно диалога Скругление.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

12.7.8. Команда Фаска.

Команда Построение | Фаска переводит редактор в режим построения фаски к двум отрезкам, имеющим один общий конец. Для выбора отрезка подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши. Выбранный отрезок выделится цветом. Аналогично выберите второй отрезок. Параметры фаски задаются следующей командой в окне диалога. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

12.7.9. Команда Параметры фаски.

Команда Построение | Параметры фаски меню Построение вызывает окно диалога, показанное на Рис. 28, позволяющее пользователю устанавливать угол и длину фаски. Всё, что вам нужно¾это ввести требуемые параметры и нажать кнопку Оk. 

 

Рис. 28.  Окно диалога Параметры фаски.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.7.10. Команда Удалить всё.

Команда Построение | Удалить всё удаляет все основные объекты, построенные с помощью меню Построение.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

Далее даётся описание команд всех подменю из меню Построение.

 

· Точка.

1) Команда Свободная.

Команда Точка | Свободная переводит редактор в режим построения точек непосредственно по положению курсора. Для ввода точки переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

2) Команда Координаты.

Команда Точка | Координаты вызывает окно диалога, показанное на Рис. 29, позволяющее пользователю вводить точки, задавая их координаты с клавиатуры. Всё, что вам нужно ¾ это ввести требуемые координаты и нажать кнопку Оk или Добавить>>. Единственное отличие кнопок состоит в том, что после нажатия Оk окно диалога закрывается.

 

Рис. 29. Окно диалога Точка.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

3) Команда На линии.

Команда Точка | На линии переводит редактор в режим построения точек на линии, пересечении двух линий, пересечении окружности и линии в зависимости от предыдущего режима. Если ранее вы не выбрали прямую или окружность в этом режиме или в режиме после выбора команды На окружности, то в этом режиме можно вводить точки на прямой. Для выбора прямой переместите курсор к требуемой прямой и нажмите левую кнопку мыши. Далее, чтобы зафиксировать положение точки переместите курсор в требуемую позицию и нажмите левую кнопку мыши. Если вы хотите поставить точку на пересечении двух линий или линии и окружности, то выбрав первую прямую, в первом случае снова выберите команду На линии и аналогичным образом  укажите вторую прямую, а во втором случае выберите команду На окружности и укажите мышью окружность. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

4) Команда На окружности.

Команда Точка | На окружности переводит редактор в режим построения точек на окружности, пересечении двух окружностей, пересечении линии и окружности в зависимости от предыдущего режима. Если ранее вы не выбрали окружность или прямую в этом режиме или  в режиме после выбора команды На линии, то в этом режиме можно вводить точки на окружности. Для выбора окружности переместите курсор к требуемой окружности и нажмите левую кнопку мыши. Далее, чтобы зафиксировать положение точки переместите курсор в требуемую позицию и нажмите левую кнопку мыши. Если вы хотите поставить точку на пересечении двух окружностей или окружности и линии, то выбрав первую окружность, в первом случае снова выберите команду На окружности и аналогичным образом укажите вторую окружность, а во втором случае выберите команду На линии и укажите мышью прямую. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

· Отрезок.

1) Команда Свободный конец.

Команда Отрезок | Свободный конец переводит редактор в режим построения отрезков со свободными концами непосредственно по положению курсора. Для ввода очередного конца переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

2) Команда Выбрать узел.

Команда Отрезок | Выбрать узел переводит редактор в режим построения отрезков с  концами на уже построенных узлах. Напоминаем, что под узлами мы понимаем точки, концы отрезков и дуг. Для ввода очередного конца переместите курсор к требуемому узлу и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

· Прямоугольник.

1) Команда Диагональ.

Команда Прямоугольник | Диагональ переводит редактор в режим построения прямоугольников по диагонали, причем в качестве точек, определяющих диагональ, можно выбирать уже существующие узлы. Для ввода очередного конца переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать узел отмечен, то в качестве конца диагонали будет выбираться ближайший узел и осуществляться привязка к нему. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

2) Команда ½ Диагонали.

Команда Прямоугольник | 1/2 Диагонали переводит редактор в режим построения прямоугольников по половине диагонали, причем в качестве точек, определяющих половину диагонали, можно выбирать уже существующие узлы. Для ввода очередного конца переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать узел отмечен, то в качестве конца диагонали будет выбираться ближайший узел и, в случае вершины прямоугольника, осуществляться привязка к нему. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

3) Команда Выбрать Узел.

Данная команда устанавливает или снимает флаг выбора узла, действие которого рассмотрено в двух предыдущих командах.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

· Окружность.

Команды этого меню позволяют пользователю строить окружности. Они аналогичны командам для построения вспомогательных окружностей в меню Инструменты | Окружность. По работе этих команд см. раздел выше упомянутого меню. Здесь приводятся лишь кнопки в пиктографическом меню,  соответствующие данным командам.

1) Команда Центр&Радиус.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

2) Команда 3 Точки.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

3) Команда Диаметр.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

4) Команда Касательная к линии.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

5) Команда Касательная к окружности.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

· Дуга.

1) Команда Центр&2Конца

Команда Дуга | Центр&2Конца переводит редактор в режим построения дуги по центру, радиусу и двум концам, причем в качестве определяющих точек можно выбирать уже существующие узлы. Для ввода центра переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве его координат будут выбираться координаты ближайшего узла. Затем переместите курсор в точку начала дуги и нажмите левую кнопку мыши, фиксируя при этом ещё и радиус. Если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве конца выбирается ближайший узел и осуществляется привязка к нему. Для задания второго конца дуги переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве его координат будут выбираться координаты ближайшего узла. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

 

2) Команда 2Конца&Центр.

Команда Дуга | 2Конца&Центр переводит редактор в режим построения дуги по концам и положению центра, причем в качестве определяющих точек можно выбирать уже существующие узлы. Для ввода первого конца переместите курсор в требуемую точку и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве конца будет выбран ближайший узел и осуществлена привязка к нему. Аналогично выбирается второй конец. После выбора концов задается положение центра, а следовательно и радиуса. Для этого переместите курсор в нужную точку и нажмите левую кнопку мыши. Если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве текущих координат при задании радиуса будут выбраны координаты ближайшего узла. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

 

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

3) Команда Выбрать Узел.

Данная команда устанавливает или снимает флаг выбора узла,  действие которого рассмотрено в двух предыдущих командах.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8 Меню Данные.

Команда Данные главного меню вызывает всплывающее меню Данные, показанное на Рис. 30. Команды этого меню предоставляют пользователю возможность задания поверхности пластины (поперечного сечения бруса) через внешние и внутренние контура, ввода внешних нагрузок и параметров, необходимых для расчёта, а для задачи теплопроводности еще и температуру на участках границы.

 

Рис. 30  Меню Данные.

Примечание! Далее приводится описание команд данного меню.

Ниже приводятся четыре команды для работы с контурами, необходимые при задании геометрии объекта. Все они доступны из кнопочного меню Контур, которое показано на Рис. 31 и вызывается при нажатии кнопки  на инструментальной панели.

Рис. 31  Кнопочное меню Контур.

 

12.8.1. Команда Внешний контур.

Команда Данные | Внешний контур переводит редактор в режим выбора пользователем внешних контуров для определения поверхности пластины или сечения бруса. Для ввода контура переместите курсор к одному из объектов, входящему в контур, и нажмите левую кнопку мыши. По этому нажатию осуществляется поиск контура и, если он найден, то выделяется цветом. Чтобы удалить внешний контур подведите курсор к нему и нажмите правую кнопку мыши.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8.2. Команда Внутренний контур.

Команда Данные | Внутренний контур переводит редактор в режим ввода пользователем внутренних контуров для определения поверхности пластины или сечения бруса. Для ввода контура переместите курсор к одному из объектов, входящему в контур, и нажмите левую кнопку мыши. По этому нажатию осуществляется поиск контура и, если он найден, то выделяется цветом. Чтобы удалить внутренний контур подведите курсор к нему и нажмите правую кнопку мыши.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8.3. Команда Показать поверхность.

Команда Данные | Показать поверхность показывает поверхность, которую образовывают внешние и внутренние контура.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8.4. Команда Убрать поверхность.

Команда Данные | Убрать поверхность убирает с экрана поверхность, которую образовывают внешние и внутренние контура, ранее показанную командой Данные | Показать поверхность.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

Ниже приводятся пять команд для работы с внешними силами. Все они доступны из кнопочного меню Сила, которое показано на Рис. 32 и  вызывается при нажатии кнопки  на инструментальной панели.

Рис. 32. Кнопочное меню Сила.

 

12.8.5. Команда Нормальная сила.

Команда Данные | Нормальная Сила переводит редактор в режим ввода пользователем внешних сосредоточенных нормальных нагрузок. Для ввода силы переместите курсор в требуемую точку и нажмите левую кнопку мыши. В результате на экране появится окно диалога Нормальная Сила, показанное на Рис. 33. Для редактирования ранее введенной силы переместите курсор к точке приложения требуемой силы и нажмите правую кнопку мыши.

 

Рис. 33 Окно диалога для ввода нормальной к поверхности силы.

 

Окно диалога Нормальная Сила содержит 5 текстовых окон для ввода координат точки приложения силы, значения силы, обозначения и индекса. Введите требуемые значения и нажмите кнопку Оk. Для удаления силы в режиме редактирования нажмите кнопку Удалить Силу.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню     или       CTRL + O

12.8.6. Команда Касательная сила.

Команда Данные | Касательная Сила переводит редактор в режим ввода пользователем внешних сосредоточенных касательных нагрузок. Для ввода силы переместите курсор в требуемую точку и нажмите левую кнопку мыши. В результате для проектировочного расчёта на экране появится окно диалога Касательная Сила, показанное на Рис. 34. Для редактирования ранее введенной силы переместите курсор к точке приложения требуемой силы и нажмите правую кнопку мыши.

 

 

Рис. 34 Окно диалога для ввода касательной к поверхности силы.

 

Окно диалога Касательная Сила содержит 3 текстовых окна для ввода координат точки приложения силы, 2 текстовых окна для значения проекций силы, 2 для модуля и угла действия силы и 2 для обозначения и индекса. Имеются также два переключателя для ввода силы по проекциям или по модулю и углу. Проекции и модуль задаются в Ньютонах, угол в градусах. Введите требуемые значения и нажмите кнопку Оk. Для удаления силы в режиме редактирования нажмите кнопку Удалить Силу.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню     или       CTRL + A

 

12.8.7. Команда Распределенная нагрузка.

Команда Данные | Распределенная нагрузка переводит редактор в режим ввода пользователем распределенных нагрузок по границе области. Для их ввода необходимо предварительно сформировать поверхность пластины, определив внешние и внутренние контуры. Распределенные силы задаются на контурах. Для ввода силы переместите курсор к точке на контуре, которая является началом участка действия силы и нажмите левую кнопку мыши. Затем перемещайте мышь по этому участку в направлении ко второму концу. По этому перемещению определяется направление обхода контура, которое показывается стрелкой. Переместите курсор таким образом к концу участка и снова нажмите левую кнопку мыши. В результате появится окно диалога для ввода значения силы, показанное на Рис. 35.

Рис. 35. Окно диалога для ввода  распределенной нагрузки.

 

Введите требуемое значение и нажмите кнопку Ok. Нажатие правой кнопки приводит к отмене всех предыдущих шагов. Для редактирования распределенной нагрузки подведите курсор к участку границы, на котором она действует, и нажмите правую кнопку мыши. В результате появится то же окно диалога, что и при вводе силы. Введите новое значение и нажмите кнопку Ok. Вы также можете удалить введенную силу выбрав в этом окне кнопку Удалить распределенную нагрузку.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8.8. Команда Удалить нормальные силы.

Команда Данные | Удалить нормальные силы удаляет все ранее введённые сосредоточенные нормальные силы.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

 

12.8.9. Команда Удалить касательные силы.

Команда Данные | Удалить касательные силы удаляет все ранее введённые сосредоточенные касательные силы.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8.10. Команда Закрепление точки.

Команда Данные | Закрепление точки переводит редактор в режим ввода пользователем закреплений точек области. Для закрепления какой-либо точки переместите в неё курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы удалить ранее поставленное закрепление подведите к нему курсор и нажмите правую кнопку мыши.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8.11. Команда Закрепление участка границы.

Команда Данные | Закрепление участка границы переводит редактор в режим закрепления участков границы области, так называемые распределенные закрепления. Распределенные закрепления задаются на контурах. Для закрепления участка контура переместите курсор к точке на контуре, которая является началом участка закрепления и нажмите левую кнопку мыши. Затем перемещайте мышь по этому участку в направлении ко второму концу. По этому перемещению определяется направление обхода контура, которое показывается стрелкой. Переместите курсор таким образом к концу участка и снова нажмите левую кнопку мыши. В результате все точки лежащие на указанном Вами участке границе будут закреплены. Нажатие правой кнопки приводит к отмене всех предыдущих шагов.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8.12. Команда Температура на границе.

Команда Данные | Температура на границе переводит редактор в режим ввода пользователем температуры на границе области как граничного условия при решении задачи стационарной теплопроводности. Температура задается точно таким же образом как и распределенная нагрузка за исключением того, что вместо силы в окне диалога вводится значение температуры. Описание последовательности шагов см. выше команду Данные | Распределенная нагрузка.

Ускоренный выбор

Кнопка в кнопочном меню

12.8.13. Команда Параметры пластины.

Команда Данные | Параметры пластины для задачи анализа плоско напряженного состояния вызывает на экран окно диалога, показанное на Рис. 36. Диалог содержит текстовые окна для ввода значений параметров пластины, необходимых при проведения расчёта, таких как  модуль упругости, коэффициент Пуассона и толщина пластины.

 

Рис. 36. Окно диалога для ввода параметров пластины.

 

Ускоренный выбор

Кнопка

 

12.8.14 Команда Параметры материала.

Команда Данные | Параметры материала для задачи кручения с изгибом вызывает на экран окно диалога, показанное на Рис. 37. Диалог содержит текстовые окна для ввода значений параметров материала поперечного сечения бруса, необходимых при проведения расчёта, таких как  предел текучести, предел прочности, модуль упругости, коэффициент Пуассона.

Рис. 37. Окно диалога для ввода параметров материала.

Ускоренный выбор

Кнопка

12.9. Команда Расчет.

Команда Расчёт основного меню выполняет запускает задачу на расчет.

Ускоренный выбор

Кнопка

12.10. Команда Результаты.

Команда Результаты вызывает на экран окно диалога  с результатами, показанное на Рис. 38, если решается задача на кручение и изгиб или на плоско напряженное состояние. Если решается задача стационарной теплопроводности, то эта команда вызывает окно с картой распределения температур.

Ускоренный выбор

Кнопка

Рис. 38  Окно диалога с результатами расчёта.

 

12.11. Меню ?.

 

Всплывающее Меню ? (Рис. 39) содержит команды, которые

вызывают систему подсказки АПМ WinFEM2D

показывают окно диалога О программе (Рис. 39)

 

Рис. 39  Меню ?.

12.11.1. Команда Подсказка.

Команда ? | Подсказка выводит на экран оглавление системы подсказки АПМ WinFEM2D. Выберите раздел, который Вас интересует и щелкните на нем левой кнопкой мыши либо нажмите клавишу ENTER.

Ускоренный выбор

Кнопка          или       CTRL + H

12.11.2. Команда О программе.

Команда Помощь | О Программе вызывает на экран диалоговое окно О Программе. На нем показаны название и версия программы, а также лицензионная информация.

Ускоренный выбор

Клавиши      CTRL + B

 

13. Пиктографическое меню и инструментальная панель.

Инструментальная панель представляет собой группу пиктографических кнопок, расположенную ниже главного меню (Рис. 40). Инструментальная панель предназначена для ускоренного выбора некоторых часто используемых команд.

 

Рис. 40 Инструментальная панель.

Пиктографическое меню представляет собой группу кнопок, состоящую из инструментальной панели и кнопок нижних уровней которые появляются после нажатия соответствующих кнопок панели инструментов (Рис. 41). Пиктографическое меню также предназначено для ускоренного выбора команд.

 

Рис. 41 Пиктографическое меню.

 

Кнопки инструментальной панели инициируют следующие команды (слева направо):

 

Файл | Новый

Файл | Загрузить

Файл | Сохранить

Файл | Печать

Установки | Палитра

Установки | Единицы

Установки | Сетка

Установки | Шаг курсора

Установки | Масштаб

Установки | Увеличение

Редактирование

Инструменты

Построение

Операции с контурами

Ввод сил

Данные | Параметры пластины (материала)

Расчёт

Результаты

Установки | Курсор перекрестие

Данные | Закрепление точки

Данные | Закрепление участка границы

? | Подсказка

 

Для выполнения команды с помощью инструментальной панели необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши на нужной кнопке.

Описание команд каждой кнопки пиктографического меню смотреть выше в разделе соответствующей команды.

 

14. Акселераторы.

Акселератор представляет собой комбинацию клавиш, используемую для ускоренного выбора команд. В АПМ WinFEM2D используются следующие акселераторы.

 

 Команда

Акселератор

Файл | Загрузить

CTRL+L

Файл | Сохранить

CTRL+S

Файл | Печать

CTRL+P

Файл | Выход

CTRL+X

? | Подсказка

CTRL+H

? | О программе

CTRL+B

Установки | Единицы

CTRL+U

Установки | Масштаб

CTRL+C

Установки | Палитра

CTRL+E

Файл | Новый

CTRL+N

Установки | Сетка

CTRL+G

Установки | Шаг курсора

CTRL+T

Установки | Увеличение

CTRL+Z

Установки | Курсор перекрестие

CTRL+R

Данные | Нормальная сила

CTRL+O

Данные | Касательная сила

CTRL+A

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов