Методические указания к работе с программой APM WinBeam

 

 

Главная

 

Методические указания к работе с программой APM WinBeam

 

Тема: Программа APM WinBeam (расчет и проектирование балочных элементов конструкций).

Цель: Ознакомиться с назначением и возможностями программы; знать интерфейс; уметь строить схему нагружения, выполнять расчет и выводить результаты.

Ход работы.

1.      Запустить программу: ПускПрограммыAPM WinMachineAPM WinBeamEnter.

2.      Теоретические сведения.

Программа позволяет рассчитать любую прямолинейную балку с любым поперечным сечением при произвольном нагружении и закреплении.

С помощью APM WinBeam можно рассчитать следующие параметры:

   Реакции в опорах и заделках

   Распределение моментов изгиба и углов изгиба

   Распределение моментов кручения и углов кручения

   Распределение деформаций

   Распределение напряжений

    Распределение коэффициента запаса усталостной прочности

   Распределение поперечных и продольных сил

   Собственные частоты изгибных и крутильных колебаний

2.1.Назначение и классификация балок.

Твердое тело, поперечные размеры которого, много меньше продольных, называется брусом.

     Брус с прямолинейной осью называется стержнем, а конструкция, состоящая из совокупности стержней, называется стержневой. Стержневые конструкции нагружаются преимущественно напряжениями растяжения и сжатия. Они могут воспринимать также и  крутящий моментом.

     Стержни круглого поперечного сечения, передающие преимущественно крутящий момент, называются валами.

     Если прямолинейные брусья нагружены преимущественно изгибающим моментом, то они называются балками.

     Под термином преимущественно понимается доминирование одного из видов нагружении по отношению к остальным, но не отсутствие последних.

     APM WinBeam представляет собой модуль для расчета балочных и стержневых конструкций произвольного поперечного сечения при произвольном пространственном нагружении и произвольном закреплении. При этом балки и стержни могут быть переменного поперечного сечения по длине.  

2.2. Расчет балок и стержней.

Критерии, используемые при расчете балок:

- статическая прочность

- жесткость при изгибе,  кручении и растяжении (сжатии) 

- статическая устойчивость

- динамическая устойчивость

2.3. Расчет статической плотности.

Этот расчет является проверочным. С его помощью для балки заданной формы вычисляются значения наибольших эквивалентных напряжений в поперечном сечении и изменения этих напряжений по длине. Как правило, форма и геометрические размеры балки определяются из конструктивных соображений. Расчет должен подтвердить или опровергнуть предложенную конструктором конструкцию с точки зрения статической прочности. Заметим, что статическая прочность не является единственным критерием проверки правильности выбора конструкции. Окончательный вывод может быть сделан только в результате проверки всех критериев, перечисленных в предыдущем выше.

Балки изготавливаются из стали, механические характеристики которой определяют величину запаса прочности при заданном нагружении. Таким образом, цель расчета балки может быть сформулирована как определение таких значений механических характеристик материала балки (стержня), которые обеспечивают заданные значения коэффициентов запаса прочности при заданном нагружении.

Если в каждом сечении балки напряжения одинаковы по величине, то такая балка (стержень) называются  равнопрочной. В силу ряда причин создать равнопрочную конструкцию на практике невозможно, но чем ближе фактические напряжения, к средним напряжениям, тем лучше будет использоваться материал проектируемой конструкции.

Помимо геометрических характеристик, в качестве исходных данных при расчете статической прочности,  должны быть заданы нагрузки, в системе АПМ WinBeam к ним относятся:

¾  сосредоточенные и распределенные радиальные силы,

¾  осевые силы,

¾  изгибающие моменты,

¾  моменты кручения.

Необходимо также указать условия закрепления балки, задав конечное число опор. Кроме того допускается жесткое закрепление крайних поперечных сечений слева и справа либо с одной из сторон.

Если жесткое закрепление отсутствует, то при приложении осевой нагрузки следует следить за выполнением условия осевого равновесия, а при приложении момента кручения следует проверить выполнение условия равновесия от моментов кручения. В  случае если сумма сил в осевом направлении не будет равной нулю, то наличие осевых сил будет проигнорировано. Если при отсутствии жесткого закрепления сумма моментов не равна нулю, то наличие моментов кручения будет проигнорировано.    

Количество опор не должно превышать п я т и д е с я т и.

Расчет статической прочности включает в себя определение моментов изгиба и кручения в выбранных сечениях , а также расчет напряжений изгиба и кручения. Расчеты нормальных напряжений поперечного сечения выполняются методами сопротивления материалов, а расчеты напряжений кручения выполняются методом конечных элементов.

 Прочность балки  оценивается величиной эквивалентных напряжений, рассчитанных исходя из гипотезы максимальных касательных напряжений. В случае статически неопределимых конструкций расчет реакций опор выполняется методом сил.  Результаты расчета моментов изгиба  представляются в виде  эпюр, построенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Крутящие моменты и результаты расчета эквивалентных напряжений представляются в виде графика их изменения по длине балки. Статическая прочность считается достаточной, если коэффициент запаса составляет 1,3¾1,5 и более. Под коэффициентом запаса понимается отношение предела текучести материала балки(стержня) к величине эквивалентного напряжения в наиболее нагруженной точке. В качестве дополнительных параметров вычисляются величины реакций  опор, которые необходимы для расчета сопряженных  элементов.

2.4. расчет жесткости.

В некоторых случаях важным критерием, обуславливающим пригодность предложенной конструкции балки(стержня), является его жесткость. Напомним, что под жесткостью понимается нагрузка, вызывающая единичную деформацию (в принятой системе единиц измерения).

Расчет жесткости в системе АПМ WinBeam включает в себя определение деформаций, возникающих под действием приложенной нагрузки. Для расчета радиальных деформаций используется метод интеграла Мора. В соответствии с характером нагрузки жесткость  делится на изгибную,  крутильную и осевую. В АПМ WinBeam Вы можете рассчитать каждую из этих жесткостей, причем результаты расчета выводятся в виде графика изменения деформации  вдоль оси в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В некоторых случаях бывает необходимо определить углы поворота поперечных сечений балки и параметров кручения полученных дифференцированием кривой деформаций. АПМ WinBeam позволяет провести такие расчеты. Деформации кручения определяются методом конечных элементов. Условие жесткости считается выполненным, если фактические деформации и углы наклона рассматриваемых сечений не превышают максимально допустимых значений. Величины допустимых значений зависят от назначения проектируемого оборудования и требуемой точности.

2.5. расчет динамических характеристик балки.

При расчете нежестких балок ил при расчете балок работающих при циклическом нагружении возникает задача определения собственных частот изгибных и крутильных колебаний.

АПМ WinBeam позволяет рассчитать как абсолютные значения собственных частот, так и  их собственные формы.

В основу определения собственных частот в АПМ WinBeam положен метод начальных параметров. При расчете изгибных колебаний учитывается как собственная масса балки, так и инерция поворота сечения балки.

При расчете учитываются внешние массы, к которым относятся массы и осевые моменты инерции. При расчете крутильных колебаний предполагается, что моменты инерции описывают тела вращения (для которых осевой момент инерции в два раза меньше, чем полярный).

Система позволяет рассчитать балку при различных граничных условиях и различных типов опор.

В качестве опор рассматривается следующие виды:

Жесткая безмоментная опора (смещение оси балки и реактивный момент равны нулю)

Упругая безмоментная опора (реактивный момент равен нулю, смещение оси балки пропорционально реакции в опоре)

Заделка (смещение оси балки и угол поворота равны нулю)

Из параметров материалов системе требуются:

¾Плотность материала

¾Модуль упругости

¾Коэффициент Пуассона.

Перемещения оси собственное формы балки считается в относительных единицах, то есть абсолютное смещение оси балки не рассчитывается.

3.      Ознакомиться с интерфейсом системы.

При запуске системы на экране появляется р е д а к т о р   б а л о к.

Редактор, входящий в состав системы APM WinBeam, представляет собой специализированный графический редактор, предназначенный для задания геометрии балки. Редактор дает в распоряжение пользователя гибкие и удобные средства для:

·                задания конструкции балки

·                ввода нагрузок,

·                размещения опор.

Основное отличие редактора системы APM WinBeam от традиционных графических редакторов состоит в наборе примитивов с которыми он оперирует. Набор примитивов в системе APM WinBeam включает в себя основные элементы конструкции балки, условные обозначения для нагрузок и опор. Это значительно упрощает ввод геометрии и других данных, необходимых для выполнения расчетов.

 

3.1.Компоненты редактора

Внешний вид редактора APM WinBeam показан на Рис.1. Его основными элементами являются инструментальная панель, информационная панель, линейки и рабочее поле (окно редактирования).

 

Рис 1. Общий вид редактора балки

3.1.1. Рабочее поле

Рабочее поле является главным компонентом редактора. В нем отображается балка и выполняются операции по его формированию и изменению.

3.1.2.Линейки с полосами прокрутки

Редактор включает в себя две линейки¾вертикальную и горизонтальную.  На линейках показаны шкалы, которые зависят от текущего масштаба изображения и от того какая часть проектируемой балки показывается в данный момент в рабочем поле. Полосы прокрутки позволяют “перемещать” изображение относительно рабочего поля редактора.

3.1.3. Информационная панель

Информационная панель используется для вывода текущих значений параметров в процессе рисования балки. Набор отображаемых параметров зависит от того с каким элементом Вы работаете. Так, например, при рисовании сегмента балки на информационной панели показываются координаты курсора, а также текущие значения длины сегмента.

3.1.4. Инструментальная панель

Инструментальная панель содержит кнопки для вызова основных команд редактора. Для вызова нужной команды просто щелкните левой кнопкой мыши на соответствующей кнопки. Полное описание команд инструментальной панели приведено в главе 4.

3.2.Увеличение размеров рабочего поля

Пользователь может увеличить размеры рабочего поля за счет удаления с экрана линеек, инструментальной и информационной панелей. Для этого используются команды Линейки, Инструменты, Статус всплывающего меню Вид.  В любой момент каждый из этих элементов можно снова вернуть на экран.

3.3. Масштаб изображения

Для изменения масштаба изображения служит команда Установки | Масштаб. В диалоговом окне показанном на рис.  Вы можете ввести нужный масштаб в поле Масштаб или выбрать один из стандартных масштабов (1 : 2, 1 : 5, 1 : 10 и т.д.).

3.4. Палитры редактора

Палитрой называется совокупность цветов, используемых для рисования компонентов балки, нагрузок и опор, а также цвета фона и цвета линий вспомогательной сетки. В распоряжении пользователя имеется четыре палитры (“серая”, “белая”, “черная” и “принтерная”). Для выбора палитры используется команда Установки | Палитра.

3.5. Вспомогательная сетка

Для лучшего визуального контроля при рисовании балки в поле редактора может выводиться вспомогательная прямоугольная сетка. С помощью команды Установки | Сетка пользователь может выбрать шаг сетки и тип линий сетки.

3.6. Шаг курсора

При работе с редактором имеется возможность регулировать точность задания координат и размеров. По умолчанию используется точность равная 1 мм. Это значит, что все размеры элементов балки и все координаты будут округляться до миллиметров. Вы можете ввести другое значение с помощью команды Установки | Шаг Курсора.

 

4.      Общие принципы работы с редактором.

4.1. Выбор режима

Для того, чтобы нарисовать балку нужно последовательно задать элементы его конструкции; для проведения расчетов, нужно также ввести нагрузки и разместить опоры. Чтобы нарисовать или отредактировать какой либо элемент расчетной схемы балки, нужно переключить редактор в режим рисования этого элемента. Для этого нужно выбрать либо соответствующую кнопку на инструментальной панели, либо команду в меню. Показателем текущего режима является состояние инструментальной панели и форма курсора в рабочем поле¾она соответствует объектам, с которыми в данный момент работает редактор.

4.2. Рисование

Непосредственно рисование сегмента балок и ввод нагрузок и опор в системе АПМ WinBeam производится с помощью мыши. В процессе рисования курсором мыши Вы указываете точку или участок где нужно поместить очередной элемент; после этого параметры элемента могут быть уточнены в диалоговом окне.

По особенностям задания примитивы редактора балок можно условно разделить на две группы - “точечные” и “протяженные”.

К “точечным” элементам относятся те, для размещения которых нужно указать только осевую координату (пример¾сосредоточенные силы, опоры). Для задания этих элементов нужно поместить курсор в нужную точку и щелкнуть левой кнопкой мыши. На экране появляется диалоговое окно, в котором вводятся характеристики элементов (например, величина силы). К числу “протяженных” относятся сегменты балки и распределенные силы. При вводе этих примитивов обычно нужно задать габариты соответствующего элемента, например, начальную и конечную точки. Последовательность действий в этом случае следующая. Сначала нужно поместить курсор в ту точку, где начинается элемент, и щелкнуть левой кнопкой мыши. Затем переместить курсор в ту точку, где элемент кончается и снова щелкнуть левой кнопкой мыши. В процессе перемещения курсора при нажатой кнопке мыши на экране рисуется текущая форма (или текущие габариты) элемента, а в информационном *окне выводятся текущие значения основных параметров. После того, как пользователь отпустит кнопку, на экране может появляться диалоговое окно для уточнения значений  параметров.

Элементы балки можно также разделить на “первичные” и “вторичные”. К первичным относятся сегменты балки. Все остальные элементы являются вторичными¾они могут быть введены только после того как Вы задали первичные элементы и только в их границах (то есть, например, Вы не сможете ввести нагрузку при отсутствии балки).

Рекомендуется следующая последовательность рисования балки

- нарисовать сегменты балки;

- ввести приложенные к балке нагрузки и разместить опоры.

4.3. Редактирование

Редактирование в системе АПМ WinBeam включает в себя изменение параметров элементов балки, а также их удаление. При редактировании нужно переключить редактор в режим рисования элементов того типа, который Вы хотите редактировать. Затем необходимо указать объект который вы хотите удалить или изменить. Для этого нужно поместить курсор на объект и нажать правую кнопку мыши. (Точность указания объекта курсором должна быть достаточной, чтобы программа могла определить какой объект Вы хотите редактировать; не обязательно помещать курсор непосредственно на объект, достаточно, чтобы он был ближайшим среди объектов данного типа). На экране появляется диалоговое окно, содержащее параметры объекта и с доступной кнопкой Удалить. Пользователь может ввести новые значения параметров или удалить объект.

4.4. Рисование сегмента балки

Для рисования сегмента балки выберите команду Рисовать | Сегмента или кнопку "Сегмент" в инструментальной панели.

Рисование сегмента может осуществляться в трех режимах (Рис.2.2):

¾добавление сегмента слева

¾добавление сегмента справа

¾вставка сегмента

Выбор режима определяется выбором начального положения курсора (имеется в виду положение курсора в тот момент когда Вы нажимаете левую кнопку мыши). Если ближайшим к курсору в начальный момент рисования будет левый край балки, новый сегмент будет добавлена к балке слева, если правый - то справа. Если ближайшей является граница между двумя существующими сегментами внутри балки то новый сегмент будет вставлен между ними (см. Рис. 2).

 

Рис.2. Добавление новых сегментов к балке. а) добавление сегмента к правому краю балки,

б) добавление сегмента к левому краю балки, в) вставка сегмента внутри балки.

Крестиком показано начальное положение курсора.

4.5. Редактирование и удаление сегмента балки

Чтобы отредактировать или удалить какой либо из сегмента балки нужно сначала выбрать его. Для этого войдите в режим рисования этого элемента (с помощью команды меню или пиктографической кнопки) выберите нужный элемент подведя к нему курсор и нажав правую кнопку мыши При этом на экране появится диалоговое окно. Оно содержит поля ввода, заполненные текущими значениями параметров редактируемого элемента и клавишу для удаления элемента.

Для редактирования сегмента балки используется одно и тоже диалоговое окно (см. Рис.3). В нем содержатся поля в которых Вы можете ввести новые значения длины сегмента. Так же с помощью этого диалога Вы сможете задать/отредактировать поперечное сечение сегмента.

 

Рис.3. Диалоговое окно для редактирования параметров сегмента балки

 

5. Нагрузки действующие на балку

С помощью редактора АПМ WinBeam можно задать радиальные и осевые сосредоточенные силы, распределенные силы, а также моменты изгиба и кручения.

5.1. Радиальные силы

Радиальные силы направлены перпендикулярно оси балки. В АПМ WinBeam всегда подразумевается что радиальная сила проходи через центр тяжести сечения. Чтобы ввести радиальную силу поместите курсор в ту точку, где эта сила должна быть приложена и щелкните левой кнопкой мыши. На экране появится диалоговое окно для ввода параметров силы (Рис.4).

Рис. 4  Диалоговое окно для ввода и редактирования радиальных сил

Радиальная сила характеризуется осевой координатой (расстоянием от начала балки), направлением и величиной. Вы можете задать силу двумя способами. В одном случае Вы вводите модуль силы и угол, который образует направление  линии действия силы с вертикалью; эти параметры вводятся в полях Модуль и Угол. Во втором случае Вы задаете горизонтальную и вертикальную проекцию силы в полях Вертикальная и Горизонтальная. Переключение между способами задания силы производится с помощью радио-кнопок Модуль и Проекции при переключении система автоматически пересчитывает данные в соответствии с требуемым способом ввода. Пользователь может задать идентификатор силы который состоит из названия и индекса, которые вводятся в соответствующих полях. Примеры идентификаторов¾ F1,

5.2. Осевые силы

Чтобы задать осевую силу нужно щелкнуть левой кнопкой мыши в точке приложения силы. На экране появляется диалоговое окно, в котором необходимо ввести величину силы.

5.3. Распределенные силы

Распределенная сила характеризуется участком, на котором она действует, а также значениями удельной силы на левой и правой границах (промежуточные значения получаются линейной интерполяцией). Для задания распределенной силы нужно поместить курсор на одну из границ зоны действия силы (безразлично, левую или правую), щелкнуть левой кнопкой мыши и затем переместить курсор в точку, соответствующую другой границе зоны где нужно опять щелкнуть левой кнопкой. После второго щелчка, на экране появится диалоговое окно (Рис.5), в котором Вы можете уточнить границы зоны действия распределенной силы и ввести значения удельной силы, действующие на левой и правой границах. Здесь же Вы можете указать в какой плоскости действует данная сила. При редактировании распределенной силы щелчок правой кнопкой мыши вызывает диалог только для вертикальных сил, чтобы отредактировать горизонтальную распределённую нагрузку используйте комбинацию SHIFT+ щелчок правой кнопкой мыши.

Рис. 5.  Диалоговое окно для ввода и редактирования распределенных сил

5.4. Моменты изгиба

 

Рис. 6. Диалоговое окно для ввода и редактирования моментов кручения

 

Момент изгиба задается также как радиальная сила. После щелчка левой кнопкой мыши в точке приложения момента, на экране появляется диалоговое окно, которое позволяет задать момент изгиба либо совокупностью проекций на координатные оси, либо через модуль и угол с вертикалью.

5.5. Моменты кручения

Момент кручения характеризуется величиной и координатой точки приложения. Чтобы задать его нужно поместить курсор в точку приложения момента и щелкнуть левой кнопкой мыши. В появившемся диалоговом окне необходимо ввести величину момента.

 

Рис. 7. Диалоговое окно для ввода и редактирования опор

6.Опоры

Для размещения опоры выберите команду Задать | Опора которая переключает редактор в режим рисования опор. Затем щелкните мышью в той точке, где должна быть установлена опора, проконтролировав значение осевой координаты в информационной панели. На экране появится диалоговое окно (рис.2.6), в котором Вы можете выбрать тип опоры и уточнить ее параметры.

 

7.Характеристики материалов

Для расчета балки необходимо задать характеристики материала из которого он изготовлен. К числу этих характеристик относятся  предел прочности, модуль Юнга и коэффициент Пуассона. Пользователь может задать значения этих параметров одним из двух способов:

·      выбрать из базы данных, входящей в состав системы APM WinMachine

·      ввести в диалоговом окне (Рис.8.)

Рис. 8.  Диалоговое окно для ввода характеристик материала

8. Удаление балки

Для удаления балки выберите команду Задать | Новая. На экране появится окно с запросом на подтверждение удаления; выберите кнопку ОК.

 

10. Редактор поперечных сечений сегмента балки

 

Редактор подготовки поперечных сечений сегмента балки, входящий в состав системы АПМ WinBeam, представляет собой специализированный графический редактор, который дает в распоряжение пользователя гибкие и удобные средства для задания поперечного сечения.

 

10.1. Компоненты редактора графических данных

 

Внешний вид редактора задания графических данных АПМ WinBeam показан на Рис. 9. Его основными элементами являются инструментальная панель, информационная панель, линейки и рабочее поле (окно редактирования). Все элементы этого редактора несут ту же функциональную нагрузку что и в редакторе балки.

 

Рис. 9. Внешний вид редактора подготовки графических данных.

10.2.Типы элементов

Все геометрические объекты (линия, отрезок, окружность, дуга, точка), рисуемые с помощью редактора поперечного сечения АПМ WinBeam, делятся на основные и вспомогательные.

Для того чтобы представить себе различие между основными и вспомогательными элементами, полезно вспомнить как создается обычный “ручной” чертеж. В работе над ним чертежник задает рабочие, “вспомогательные” элементы¾точки, линии, окружности и т.п., которые используются для построения основных элементов, составляющих главное содержание чертежа. Допустим объект, который мы должны нарисовать содержит серию отверстий, центры которых лежат на одной линии или на одной окружности. В этом случае удобно сначала задать вспомогательный объект¾линию или окружность, которые не будет входить в окончательный вариант чертежа, а используются только для удобства построения и редактирования.

Для задания основных и вспомогательных элементов в АПМ WinBeam используются разные команды: для основных элементов команды всплывающего меню Построение, для вспомогательных¾команды меню Инструменты.

Основные и вспомогательные элементы различаются и внешне¾первые изображаются сплошными линиями, вторые¾пунктирными.

10.3. Связи между элементами

Реальные  геометрические объекты, включая и те, с которыми приходится иметь дело при проектировании деталей машин, как правило, имеют иерархическую структуру. Это означает, что в их составе можно выделить “главные” элементы, составляющие “скелет” формы и второстепенные, которые можно рассматривать как локальные компоненты. Разделение на основные и второстепенные элементы предусматривает наличие связи между ними¾локальные компоненты привязаны к основным. Другим источником иерархичности является построение, в процессе которого удобно использовать вспомогательные элементы, к которым привязываются основные. Еще один важный источник возникновения иерархии¾параметризация, которая также предполагает наличие логических связей между элементами чертежа.

В процессе построения объектов в редакторе АПМ WinFEM2D между ними устанавливаются связи, тип которых зависит от способа построения каждого элемента. Эта связь обуславливает зависимость размеров и расположения объекта от параметров объектов, с которыми он связан. Рассмотрим это на конкретных примерах. Пусть вы построили окружность касательную к двум вспомогательным прямым. Тогда при изменении положения любой из этих прямых изменит своё положение и окружность. Другой пример: допустим Вы построили отрезок, концы которого привязаны к двум узлам, тогда изменяя положение этих узлов вы будете изменять размеры и положение отрезка.

10.4. Выбор режима

Для того чтобы ввести исходные данные нужно задать геометрию области (нарисовать сам объект); для проведения расчетов, нужно также ввести нагрузки и, если нужно, граничные условия. Чтобы нарисовать или отредактировать какой либо элемент, нужно переключить редактор в режим рисования этого элемента. Для этого нужно выбрать либо соответствующую кнопку на инструментальной панели, либо команду в меню.

10.5. Рисование

Рисование элемента (примитива) сводится к заданию точек, определяющих его размеры и положение на плоскости, причем эти точки и порядок их ввода зависят от того, каким образом рисуется объект. Так, например, если вы строите окружность по центру и радиусу, то сначала нужно задать центр окружности, а затем установить требуемый радиус. Чтобы задать точку нужно подвести к ней курсор и нажать левую кнопку мыши. В процессе перемещения курсора при рисовании примитива на экране рисуется текущая форма (или текущие габариты) элемента, а в окне статуса выводятся текущие значения основных параметров. Нажатие правой кнопки мыши в большинстве случаев приводит к отмене предыдущей команды. Особенности работы каждой команды приведены в главе  «Справочник команд».

10.6. Редактирование

Редактирование в системе АПМ WinBeam включает в себя изменение параметров элементов графических данных, а также их удаление. Чтобы перейти в режим редактирования элементов нужно выбрать команду Редактирование | Редактирование или нажать соответствующую кнопку. Редактирование осуществляется в несколько этапов и зависит от способа построения элемента и его связи  с другими элементами:

1) Выбор редактируемого элемента.

2) Выбор  редактируемого параметра.

3) Установка требуемых размеров.

4) Подтверждение установленных размеров.

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Выбор редактируемого элемента. Чтобы выбрать элемент для редактирования подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши.

В результате элемент и те объекты, от которых он зависит, выделятся цветом.

Выбор параметра для редактирования. Этот этап необязателен. Его наличие зависит от того, есть ли необходимость выбора параметра для редактирования. Если такой необходимости нет, этот этап автоматически пропускается. Рассмотрим действия на этом этапе на примере. Допустим, Вы редактируете окружность и есть возможность выбора между редактированием радиуса или положения центра (эта возможность появляется, если окружность не зависит от других элементов). Чтобы редактировать положение центра поместите курсор  ближе к центру и нажмите левую кнопку мыши, а для изменения радиуса подведите курсор к окружности и нажмите левую кнопку мыши. Или при редактировании отрезка для выбора конца, который вы хотите переместить, подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Установка требуемых размеров. Установка размеров и положения осуществляется перемещением курсора. При этом на экране рисуется текущая форма элемента, которая зависит от связи элемента с другими. Установите требуемый размер и нажмите левую кнопку мыши.

Подтверждение установленных размеров. Этот этап начинается сразу после предыдущего. Во время него изменяются параметры редактируемого элемента и всех связанных с ним. Если это приводит к ошибке, то новые параметры не устанавливаются и элемент остаётся без изменений.

10.7. Двумерная область и контуры

Сечение балки в АПМ WinBeam представляется двумерной областью. В АПМ WinBeam двумерная область определяется набором контуров. Контуром является замкнутая кривая, состоящая из основных элементов, т.е. построенных с помощью команд меню Построение¾отрезков и дуг. Окружность ¾ простейший вид такого контура. Пользователю предлагаются два вида контуров, которые называются внешний и внутренний. Они различаются вкладом, который дают в результирующую поверхность. Внешний контур отображается толстой линией синего цвета, внутренний¾красного. Область, ограниченная внешним контуром, включается в результирующую поверхность, а ограниченная внутренним контуром исключается из неё. На Рис. 10 дается поясняющий пример. Цифрами показаны номера контуров, внешние контура синим цветом, внутренние ¾ красным, а результирующая поверхность ¾ серым.

Рис 10. Пример поверхности и образующих ее контуров.

Чтобы задать контур необходимо сначала его нарисовать, а затем определить его как внешний или внутренний используя команды Данные | Внешний контур и Данные | Внутренний контур.

 

11.  Команды АПМ WinBeam

 

В настоящей главе приведено описание всех команд главного и всплывающих меню системы АПМ WinBeam, а также всех команд и опций диалоговых окон, имеющихся в системе (см. Рис.11). Работа команд редактора будет подробно описана ниже.

 

Рис.11. Структура меню системы АПМ WinBeam

11.1. Меню Файл

Всплывающее меню Файл содержит команды для создания и загрузки архивных файлов, а также печати исходных данных и результатов расчетов.

 

Рис. 12. Всплывающее меню Файл

11.1.1. Команда Загрузить

Команда Файл | Загрузить позволяет загрузить ранее созданный архивный файл.

 

 

Рис. 13 Диалоговое окно Загрузить архивный файл

 

В ответ на эту команду на экране появляется стандартное диалоговое окно для выбора файла (см. Рис. 13), используемое в Microsoft Windows. В этом окне нужно указать архивный файл, который Вы хотите загрузить.

11.1.2. Команда Сохранить


С помощью команды Файл | Сохранить Вы можете создать архивный файл в котором будут сохранены исходные данные и результаты расчетов. Позднее Вы можете загрузить этот файл и продолжить работу с тем объектом, который в нем хранится. При выборе команды появляется диалоговое окно (Рис.14) в котором Вы должны ввести имя архивного файла.       

 

Рис. 14. Диалоговое окно Сохранить архивный файл

    

11.1.3. Команда Печать

С помощью команды Файл | Печать пользователь может распечатать изображение балки которое отображается в рабочем поле редактора.

11.1.4. Команда Установка Печати

Команда Файл | Установка Печати позволяет выбрать тип принтера, способ его подключения к компьютеру, режимы печати. В ответ на эту команду вызываются диалоговые окна настройки печати, содержание которых зависит от принтера, которым Вы пользуетесь.

11.1.5. Команда Выход

Команда Файл | Выход предназначена для выхода из программы.

11.2. Меню Вид

Всплывающее меню Вид содержит команды, управляющие видимостью отдельных объектов системы и элементов балки.

11.2.1. Команда Инструментальная Панель

Команда Вид | Инструментальная Панель позволяет удалить с экрана инструментальную панель (окно с кнопками ускоренного выбора команд). Эта же команда позволяет вернуть инструментальную панель на экран.

Рис. 15. Всплывающее меню Вид

11.2.2. Команда Линейки

Команда Вид | Линейки удаляет с экрана и возвращает на экран вспомогательные линейки.

11.2.3. Команда Статусная Панель

Команда Вид | Статусная панель управляет видимостью статусной панели. Когда статусная панель видима, соответствующая команда в меню Вид помечена галочкой.

11.3. Меню Установки

Команды всплывающего меню Установки позволяют изменять такие параметры системы, как масштаб изображения, используемая палитра, наличие и тип вспомогательной сетки, шаг курсора, привязка изображения к сетке.

 

Рис. 16. Всплывающее меню Установки

11.3.1. Команда Масштаб

Команда Установки | Масштаб выводит на экран диалоговое окно для установки масштаба изображения балки (Рис.17). Это окно содержит поле ввода Масштаб, в котором Вы можете задать тот масштаб, который Вам удобен, а также несколько кнопок, которые устанавливают наиболее распространенные значения масштаба (1 : 2, 1 : 5, 1 : 10 и т.п.).

 

Рис. 17. Диалоговое окно Выбор масштаба

11.3.2. Команда Палитра

Рис. 18.  Диалоговое окно Установить палитру

Команда Установки | Палитра вызывает диалоговое окно (Рис. 18), с помощью которого Вы можете выбрать палитру, используемую для рисования балки. Палитра представляет собой набор цветов, применяемых для рисования отдельных элементов балки, а также компонентов редактора балок.

11.3.3. Команда Сетка

Команда Установки | Сетка выводит диалоговое окно для установки параметров вспомогательной сетки (см. Рис. 19). В этом диалоговом окне пользователь может ввести шаг сетки по горизонтали и вертикали, а также выбрать тип линий сетки (штриховая, пунктирная, штрих пунктирная). Можно также выбрать режим, в котором сетка не будет показываться.

Рис. 19.  Диалоговое окно Вспомогательная Сетка

11.3.4. Команда Шаг Курсора

Команда Установки | Шаг Курсора вызывает диалоговое окно (Рис. 20) с помощью которой можно изменить точность задания координат и размеров с помощью мыши.

 

Рис.20. Диалоговое окно Установка шага курсора

11.4. Меню Задать

 

Рис. 21. Всплывающее меню Задать

Всплывающее меню Задать содержит команды, управляющие работой редактора балок.

Каждая из этих команд переключает редактор в режим ввода/редактирования соответствующего элемента балки, нагрузки или опоры. Подробнее работа с редактором балок описана ниже.

11.4.1. Команда Сегмент

Команда Задать | Сегмент переводит редактор в режим рисования сегментов балки.

11.4.2. Команда Момент Изгиба

Команда Задать | Момент Изгиба переводит редактор в режим ввода моментов изгиба.

11.4.3. Команда Момент Кручения

Команда Задать | Момент Кручения переводит редактор в режим ввода моментов кручения.

11.4.4. Команда Опоры

Команда Задать | Опоры переводит редактор в режим ввода опор.

11.4.5. Команда Материал

Команда Материал вызывает на экран диалоговое окно (Рис. 8), в котором пользователь может ввести параметры материала балки. Также в диалоге предусмотрен выбор материала из базы данных, входящей в состав системы АПМ WinMachine. На Рис. 22 показано диалоговое окно для выбора параметров из базы данных.

 

Рис. 22.  Диалоговое окно Выбор Материала из Базы Данных

11.4.6. Команда Рассчитать

По команде Рассчитать выполняются расчеты характеристик балки. Перед Расчетом Вас попросят выбрать необходимые типы расчетов (Рис. 23).

 

 

Рис. 23. Диалоговое окно Типы Расчетов

11.5. Меню Результаты

Всплывающее меню Результаты содержит команды необходимые для просмотра результатов расчета.

Рис 24. Диалог Результаты.

11.7. Команда Графики...

Команда Графики... вызывает на экран диалоговое окно (Рис. 24), с помощью которого Вы можете просмотреть результаты расчетов. Каждая кнопка этого окна выводит на экран значения соответствующего параметра, представленные в виде графика (Рис. 45) или таблицы (Рис. 25).

 

Рис. 25  Диалог Собственные частоты

11.8. Меню Справка

 

Всплывающее меню Справка содержит команды вызывающие оглавление системы подсказки и окно О Программе.

 

   

Рис. 26. Всплывающее меню Справка

11.9. Команда Содержание

Команда Содержание вызывает окно с оглавлением системы подсказки по программе АПМ WinBeam.

11.10. Команда О Программе

Команда О Программе выводит на экран окно в котором содержатся название и версия программы, а также сведения о разработчике и обладателе лицензии на программу.

12. Справочник по командам редактора сечений

В этом разделе дается полное описание команд меню и опций окон диалога редактора поперечного сечения АПМ WinBeam. На Рис.27 показано основное меню АПМ WinBeam со всеми подменю, вызываемыми из основного.

Рис. 27 Структура меню подсистемы редактирования сечений АПМ WinBeam.

 

12.1. Меню Файл

Меню Файл полностью совпадает с аналогичным меню основного редактора системы.

 

12.2. Меню Редактирование

Команда Редактирование главного меню вызывает всплывающее меню Редактирование, показанное на Рис. 28 а).

 а)                                     б)

 

Рис. 28 Меню Редактирование.

Кнопка на панели инструментов, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Редактирование, показанное на Рис. 28 б).

Далее следует описание команд меню Редактирование.

12.2.1. Команда Выбрать

Команда Редактирование | Выбрать переводит редактор в режим выбора объектов для использования их в операциях, предлагаемых в этом же меню, т.е. перемещения, копирования, удаления и операции симметрии относительно прямой. Об этих операциях см. ниже.

Выбранные объекты показываются желтым цветом. Объекты можно выбирать окном и по отдельности. Чтобы выбрать окном нажмите левую кнопку мыши в точке первой вершины окна и, не отпуская, её переместите мышь в точку противоположной вершины, а затем отпустите. В результате, все элементы, попавшие полностью в окно, будут выбраны.

Переместив мышь к требуемому объекту, а затем, нажав и отпустив левую кнопку мыши, не перемещая в этот момент мышь, можно его выбрать или вернуть в невыбранное состояние. Если объект к этому моменту не был выбран, то он становится выбранным и наоборот если выбран, то возвращается в невыбранное состояние.

Нажатие правой кнопки мыши в этом режиме возвращает все объекты в начальное невыбранное состояние.

Ускоренный выбор     

12.2.2. Команда Редактировать

Команда Редактирование | Редактировать переводит редактор в режим редактирования объектов. В этом режиме вы можете изменять параметры объектов в зависимости от типа их построения. Так, например, если редактируется окружность, построенная по центру и радиусу, то в этом режиме может изменяться радиус. Для выбора объекта редактирования подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши, в результате  он и объекты, с которыми он связан, выделятся цветом.  Установив нужные параметры, нажмите левую кнопку мыши. В результате  редактируемый объект и все связанные с ним  будут изменены. Если это изменение ведет к ошибке или к потере связи, то изменение параметров не происходит.

Ускоренный выбор     

12.2.3. Команда Копировать

Команда Редактирование | Копировать переводит редактор в режим копирования объектов. Эта операция применяется к выбранным с помощью команды Редактирование | Выбрать объектам. Для копирования нажмите левую кнопку мыши в исходной точке. После этого копируемые объекты появятся возле курсора. Затем снова нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская её, переместите мышь на требуемое расстояние и отпустите. В результате все выделенные (выбранные)  объекта  скопируются в требуемое место. Нажатие правой кнопки мыши до выполнения копирования приводит к исходному состоянию, а после копирования к отмене выбора всех объектов.

Ускоренный выбор       

12.2.4. Команда Переместить

Команда Редактирование | Переместить переводит редактор в режим перемещения объектов. Эта операция применяется к выбранным с помощью команды Редактирование | Выбрать объектам. Для перемещения нажмите левую кнопку мыши и не отпуская её переместите мышь на требуемое расстояние. В результате все выделенные (выбранные)  объекты  передвинутся на величину, равную перемещению мыши.

Ускоренный выбор     

12.2.5. Команда Симметрия

Команда Редактирование | Симметрия переводит редактор в режим операции симметрии объектов относительно прямой.  Эта операция применяется к объектам, выбранным с помощью команды Редактирование | Выбрать. Для выбора оси симметрии переместите мышь к требуемой вспомогательной прямой и нажмите левую кнопку мыши. Далее, для выполнения операции нажмите эту же кнопку ещё раз, или для отмены выбора оси правую кнопку мыши.

Ускоренный выбор     

12.2.6. Команда Удалить

Команда Редактирование | Удалить удаляет все объекты, выбранные с помощью команды Редактирование | Выбрать.

 

Ускоренный выбор     

 

12.3. Меню Вид

Команда Вид полностью совпадает с аналогичным меню основного редактора системы.

 

12.4. Меню Установки

Команда Установки полностью совпадает с аналогичным меню основного редактора системы.

 

12.5. Меню Инструменты

 

 а)                                       б)

 

Рис. 29 Меню Инструменты.

 

Команда Инструменты главного меню вызывает всплывающее меню Инструменты, показанное на Рис. 29 а). Команды этого меню предоставляют пользователю возможность построения вспомогательных прямых и окружностей.

Кнопка на панели инструментов, соответствующая этой команде  вызывает кнопочное меню Инструменты, показанное на Рис. 29 б).

12.5.1. Команда Линия

Команда Инструменты | Линия меню Инструменты вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 30, предоставляющее средства для построения вспомогательных линий. Все команды этого меню доступны через кнопочное меню Инструменты.

Рис 30.  Меню Линия.

12.5.2. Команда Окружность

Команда Инструменты | Окружность меню Инструменты вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 31, предоставляющее средства для построения вспомогательных окружностей. Все команды этого меню доступны через кнопочное меню Инструменты.

Рис. 31. Меню Окружность.

12.5.3. Команда Удалить Всё

Команда Инструменты | Удалить Всё удаляет все вспомогательные построения.

Ускоренный выбор     

 

 

Далее даётся описание команд меню Инструменты | Линия и Инструменты | Окружность.

 

12.5.4. Команда Вертикальная

Команда Линия | Вертикальная переводит редактор в режим построения вспомогательных вертикальных линий. Для ввода линии нажмите левую кнопку мыши в требуемой точке. Нажатие правой кнопки приводит к выходу из данного режима.

Ускоренный выбор     

 

12.5.5. Команда Горизонтальная 

Команда Линия | Горизонтальная переводит редактор в режим построения вспомогательных горизонтальных линий. Для ввода линии нажмите левую кнопку мыши в требуемой точке. Нажатие правой кнопки приводит к выходу из данного режима.

 

Ускоренный выбор     

 

12.5.6. Команда Вертикальная через узел

Команда Линия | Вертикальная через узел переводит редактор в режим построения вспомогательных вертикальных линий через узел. Для ввода линии переместите курсор к требуемому узлу и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.7. Команда Горизонтальная через узел

Команда Линия | Горизонтальная через узел переводит редактор в режим построения вспомогательных горизонтальных линий через узел. Для ввода линии переместите курсор к требуемому узлу и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.8. Команда Линия

Команда Линия | Линия переводит редактор в режим построения вспомогательных  линий через узел под определённым угол. Для ввода линии переместите курсор к требуемому узлу и нажмите левую кнопку мыши. Далее, установите требуемый угол и нажмите её левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.9. Команда Линия через 2 Узла

Команда Линия | Линия через 2 Узла переводит редактор в режим построения вспомогательных  линий через  2 узла. Для ввода линии переместите курсор к первому узлу и нажмите левую кнопку мыши, далее ко второму узлу и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.10. Команда Перпендикулярные

Команда Линия | Перпендикулярные переводит редактор в режим построения двух вспомогательных перпендикулярных линий, вертикальной и горизонтальной. Для ввода линий нажмите левую кнопку мыши в требуемой точке. Нажатие правой кнопки приводит к выходу из данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.11. Команда Перпендикулярная к линии

Команда Линия | Перпендикулярная к линии переводит редактор в режим построения перпендикуляра к линии. Чтобы выбрать линию для построения перпендикулярной к ней подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, перемещая курсор, добейтесь требуемого расположения перпендикуляра и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор

12.5.12. Команда Параллельная к линии

Команда Линия | Параллельная к линии переводит редактор в режим построения линий, параллельных выбранной. Для выбора линии подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, перемещая курсор, добейтесь требуемого расположения параллельной линии и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.13. Команда Перпендикулярная к окружности

Команда Линия | Перпендикулярная к окружности переводит редактор в режим построения линии, перпендикулярной к окружности, т.е. проходящей через её центр. Для выбора окружности  подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, перемещая курсор, добейтесь требуемого расположения прямой и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.14. Команда Касательная к окружности

Команда Линия | Касательная к окружности переводит редактор в режим построения вспомогательных линий, касательных к окружности или к двум окружностям. Для выбора первой окружности подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, если вы хотите построить касательную к выбранной окружности, перемещая курсор, добейтесь требуемого расположения линии и нажмите левую кнопку мыши. Если вы хотите построить касательную прямую к двум окружностям, то для выбора второй окружности снова выберите этот же пункт меню, затем подведите курсор к требуемой окружности и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

 

Описание команд меню Инструменты | Окружность.

 

12.5.15. Команда Центр&Радиус

Команда Окружность | Центр&Радиус переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, по центру и радиусу, причем в качестве центра выбирается уже существующая точка. Для выбора точки в качестве центра подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши. Затем, перемещая курсор, установите требуемый радиус и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.16. Команда 3 Точки

Команда Окружность | 3 Точки переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, по трем точкам, причем первые две выбираются из уже существующих, а третья может выбираться из существующих. Для выбора первой точки подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши, выбранная точка выделится цветом. Аналогично, выберите вторую точку. Затем вы можете установить требуемое положение окружности, нажав левую кнопку мыши в требуемой точке, фиксируя при этом радиус, либо выбрать третью точку из уже существующих. Для этого снова выберите этот же пункт меню и выберите точку аналогично выбору первой или второй. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.17. Команда Диаметр

Команда Окружность | Диаметр переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, по двум точкам как на диаметре, причем первая выбирается из уже существующих, а вторая может выбираться из существующих. Для выбора первой точки подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши, выбранная точка выделится цветом.  Затем вы можете установить требуемое положение окружности, нажав левую кнопку мыши в требуемой точке, фиксируя при этом диаметр, либо выбрать вторую точку из уже существующих. Для этого снова выберите этот же пункт меню и выберите точку аналогично выбору первой. Нажатие правой кнопки приводит к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.18. Команда Касательная к линии

Команда Окружность | Касательная к линии переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, касательных к прямой или к двум прямым. Для выбора прямой подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши, выбранная линия выделится цветом.  Затем вы можете установить требуемое положение окружности и радиус, нажав левую кнопку мыши в требуемой точке. Вы также можете провести окружность касательную к двум  прямым Для этого после выбора первой прямой снова выберите этот же пункт меню и выберите аналогично вторую. После этого установите требуемое положение окружности и радиус, перемещая курсор, и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к возврату к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.5.19. Команда Касательная к окружности

Команда Окружность | Касательная к окружности переводит редактор в режим построения вспомогательных окружностей, касательных к окружности. Для выбора окружности подведите к ней курсор и нажмите левую кнопку мыши, выбранная окружность выделяется цветом.  Затем установите требуемое положение окружности и радиус и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к возврату к исходному  состоянию данного режима.

Ускоренный выбор     

12.6. Меню Построение

Команда Построение главного меню вызывает всплывающее меню Построение, показанное на Рис 32 а). Команды этого меню предоставляют пользователю возможность построения точек, отрезков, окружностей и дуг ¾ примитивов, необходимых для задания поверхности пластины или геометрии поперечного сечения бруса.

 

 а)                                                  б)

 

Рис. 32. Меню Построение.

Кнопка на панели инструментов, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Построение, показанное на Рис. 32 б). Рассмотрим его.

12.6.1. Команда Точка

Команда Построение | Точка меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис. 33 а), предоставляющее средства для построения точек, которые можно затем использовать в качестве узлов привязки при построении отрезков, дуг, окружностей, вспомогательных линий.

 а)                         б)

Рис. 33. Меню Точка.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Точка, показанное на Рис. 33 б).

12.6.2. Команда Отрезок

Команда Построение | Отрезок меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис 34 а), предоставляющее пользователю средства для построения отрезков.

 а)                   б)

Рис. 34. Меню Отрезок.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Отрезок, показанное на Рис. 34 б).

12.6.3. Команда Прямоугольник

Команда Построение | Прямоугольник меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис 35 а), предоставляющее пользователю средства для построения прямоугольников из отрезков.

 а)                          б)

Рис. 35. Меню Прямоугольник.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Прямоугольник, показанное на Рис 35 б).

13.6.4. Команда Окружность

Команда Построение | Окружность меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис 36 а), предоставляющее пользователю средства для построения окружностей. Эти средства аналогичны тем, которые используются для построения вспомогательных окружностей.

 а)                 б)

Рис. 36. Меню Окружность.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Окружность, показанное на Рис 36 б).

13.6.5. Команда Дуга

Команда Построение | Дуга меню Построение вызывает всплывающее меню нижнего уровня, показанное на Рис 37 а), предоставляющее пользователю средства для построения дуг.

 а)                                     б)

Рис. 37. Меню Дуга.

Кнопка в кнопочном меню Построение, соответствующая этой команде  вызывает эквивалентное кнопочное меню Дуга, показанное на Рис 37 б).

13.6.6. Команда Скругление

Команда Построение | Скругление переводит редактор в режим построения скругления к двум отрезкам. Для выбора отрезка подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши. Выбранный отрезок выделится цветом. Аналогично выберите второй отрезок. Далее у пользователя есть возможность выбора области для построения скругления в случае неоднозначности. Для этого переместите курсор в требуемую область и нажмите левую кнопку мыши. Радиус дуги скругления задается следующей командой в окне диалога. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор     

13.6.7. Команда Радиус скругления

Команда Построение | Радиус скругления меню Построение вызывает окно диалога, показанное на Рис. 38, позволяющее пользователю устанавливать радиус дуги скругления. Всё, что вам нужно¾это ввести требуемый радиус и нажать кнопку ОК. 

 

Рис. 38. Окно диалога Скругление.

 

Ускоренный выбор     

13.6.8. Команда Фаска

Команда Построение | Фаска переводит редактор в режим построения фаски к двум отрезкам, имеющим один общий конец. Для выбора отрезка подведите к нему курсор и нажмите левую кнопку мыши. Выбранный отрезок выделится цветом. Аналогично выберите второй отрезок. Параметры фаски задаются следующей командой в окне диалога. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

 

Ускоренный выбор     

13.6.9. Команда Параметры фаски

Команда Построение | Параметры фаски меню Построение вызывает окно диалога, показанное на Рис. 39, позволяющее пользователю устанавливать угол и длину фаски. Всё, что вам нужно¾это ввести требуемые параметры и нажать кнопку ОК. 

 

     Рис. 39.  Окно диалога Параметры фаски.

 

Ускоренный выбор     

13.6.10. Команда Удалить всё

Команда Построение | Удалить всё удаляет все основные объекты, построенные с помощью меню Построение.

Ускоренный выбор     

 

 

Далее следует описание команд всех подменю из меню Построение.

 

13.7. Подменю Точка

13.7.1. Команда Свободная

Команда Точка | Свободная переводит редактор в режим построения точек непосредственно по положению курсора. Для ввода точки переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши.

Ускоренный выбор     

13.7.2. Команда Координаты

Команда Точка | Координаты вызывает окно диалога, показанное на Рис. 40, позволяющее пользователю вводить точки, задавая их координаты с клавиатуры. Всё, что вам нужно¾это ввести требуемые координаты и нажать кнопку ОК или Добавить. Единственное отличие кнопок состоит в том, что после нажатия ОК окно диалога закрывается.

Рис 40. Окно диалога Точка.

 

Ускоренный выбор     

13.7.3. Команда На линии

Команда Точка | На линии переводит редактор в режим построения точек на линии, пересечении двух линий, пересечении окружности и линии в зависимости от предыдущего режима. Если ранее вы не выбрали прямую или окружность в этом режиме или в режиме после выбора команды На окружности, то в этом режиме можно вводить точки на прямой. Для выбора прямой переместите курсор к требуемой прямой и нажмите левую кнопку мыши. Далее, чтобы зафиксировать положение точки переместите курсор в требуемую позицию и нажмите левую кнопку мыши. Если вы хотите поставить точку на пересечении двух линий или линии и окружности, то выбрав первую прямую, в первом случае снова выберите команду На линии и аналогичным образом  укажите вторую прямую, а во втором случае выберите команду На окружности и укажите мышью окружность. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор     

13.7.4. Команда На окружности

Команда Точка | На окружности переводит редактор в режим построения точек на окружности, пересечении двух окружностей, пересечении линии и окружности в зависимости от предыдущего режима. Если ранее вы не выбрали окружность или прямую в этом режиме или  в режиме после выбора команды На линии, то в этом режиме можно вводить точки на окружности. Для выбора окружности переместите курсор к требуемой окружности и нажмите левую кнопку мыши. Далее, чтобы зафиксировать положение точки переместите курсор в требуемую позицию и нажмите левую кнопку мыши. Если вы хотите поставить точку на пересечении двух окружностей или окружности и линии, то выбрав первую окружность, в первом случае снова выберите команду На окружности и аналогичным образом укажите вторую окружность, а во втором случае выберите команду На линии и укажите мышью прямую. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор     

13.8. Подменю Отрезок

Команды этого меню позволяют пользователю строить отрезки.

13.8.1. Команда Свободные концы

Команда Отрезок | Свободный конец переводит редактор в режим построения отрезков со свободными концами непосредственно по положению курсора. Для ввода очередного конца переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор     

13.8.2. Команда Выбрать узел

Команда Отрезок | Выбрать узел переводит редактор в режим построения отрезков с  концами на уже построенных узлах. Напоминаем, что под узлами мы понимаем точки, концы отрезков и дуг. Для ввода очередного конца переместите курсор к требуемому узлу и нажмите левую кнопку мыши. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор

13.9.Подменю Прямоугольник

Команды этого меню позволяют пользователю строить прямоугольники из отрезков.

13.9.1. Команда Диагональ

Команда Прямоугольник | Диагональ переводит редактор в режим построения прямоугольников по диагонали, причем в качестве точек, определяющих диагональ, можно выбирать уже существующие узлы. Для ввода очередного конца переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать узел отмечен, то в качестве конца диагонали будет выбираться ближайший узел и осуществляться привязка к нему. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор     

13.9.2. Команда 1/2 Диагонали

Команда Прямоугольник | 1/2 Диагонали переводит редактор в режим построения прямоугольников по половине диагонали, причем в качестве точек, определяющих половину диагонали, можно выбирать уже существующие узлы. Для ввода очередного конца переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать узел отмечен, то в качестве конца диагонали будет выбираться ближайший узел и, в случае вершины прямоугольника, осуществляться привязка к нему. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор     

13.9.3. Команда Выбрать Узел

Данная команда устанавливает или снимает флаг выбора узла, действие которого рассмотрено в двух предыдущих командах.

Ускоренный выбор     

 

13.10. Подменю Окружность

Команды этого меню позволяют пользователю строить окружности. Они аналогичны командам для построения вспомогательных окружностей в меню Инструменты | Окружность. По работе этих команд см. раздел выше упомянутого меню. Здесь приводятся лишь кнопки в пиктографическом меню,  соответствующие данным командам.

13.10.1. Команда Центр&Радиус

Ускоренный выбор     

13.10.2. Команда 3 Точки

Ускоренный выбор     

13.10.3. Команда Диаметр

Ускоренный выбор     

13.10.4. Команда Касательная к линии

Ускоренный выбор     

13.10.5. Команда Касательная к окружности

Ускоренный выбор     

13.11. Подменю Дуга

13.11.1. Команда Центр&2Конца

 

Команда Дуга | Центр&2Конца переводит редактор в режим построения дуги по центру, радиусу и двум концам, причем в качестве определяющих точек можно выбирать уже существующие узлы. Для ввода центра переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве его координат будут выбираться координаты ближайшего узла. Затем переместите курсор в точку начала дуги и нажмите левую кнопку мыши, фиксируя при этом ещё и радиус. Если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве конца выбирается ближайший узел и осуществляется привязка к нему. Для задания второго конца дуги переместите курсор в требуемое место и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве его координат будут выбираться координаты ближайшего узла. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор     

13.11.2. Команда 2Конца&Центр

 

Команда Дуга | 2Конца&Центр переводит редактор в режим построения дуги по концам и положению центра, причем в качестве определяющих точек можно выбирать уже существующие узлы. Для ввода первого конца переместите курсор в требуемую точку и нажмите левую кнопку мыши, причём если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве конца будет выбран ближайший узел и осуществлена привязка к нему. Аналогично выбирается второй конец. После выбора концов задается положение центра, а следовательно и радиуса. Для этого переместите курсор в нужную точку и нажмите левую кнопку мыши. Если пункт меню Выбрать Узел отмечен, то в качестве текущих координат при задании радиуса будут выбраны координаты ближайшего узла. Нажатие правой кнопки приводит к возврату в исходное состояние данного режима.

Ускоренный выбор     

13.11.3. Команда Выбрать Узел

Данная команда устанавливает или снимает флаг выбора узла,  действие которого рассмотрено в двух предыдущих командах.

Ускоренный выбор     

13.12. Меню Контур

Команда Контур главного меню вызывает всплывающее меню Контур, показанное на Рис. 41. Команды этого меню предоставляют пользователю возможность задания поперечного сечения (балки) бруса через внешние и внутренние контура.

 

Рис. 41.  Меню Контур.

 

Далее мы приводится описание команд данного меню.

 

Ниже приводятся четыре команды для работы с контурами, необходимые при задании геометрии объекта. Все они доступны из кнопочного меню Контур, которое показано на Рис. 42 и вызывается при нажатии кнопки  на инструментальной панели.

Рис. 42.  Кнопочное меню Контур.

13.12.1. Команда Внешний контур

Команда Данные | Внешний контур переводит редактор в режим выбора пользователем внешних контуров для определения поверхности пластины или сечения бруса. Для ввода контура переместите курсор к одному из объектов, входящему в контур, и нажмите левую кнопку мыши. По этому нажатию осуществляется поиск контура и, если он найден, то выделяется цветом. Чтобы удалить внешний контур подведите курсор к нему и нажмите правую кнопку мыши.

Ускоренный выбор     

13.12.2. Команда Внутренний контур

Команда Данные | Внутренний контур переводит редактор в режим ввода пользователем внутренних контуров для определения поверхности пластины или сечения бруса. Для ввода контура переместите курсор к одному из объектов, входящему в контур, и нажмите левую кнопку мыши. По этому нажатию осуществляется поиск контура и, если он найден, то выделяется цветом. Чтобы удалить внутренний контур подведите курсор к нему и нажмите правую кнопку мыши.

Ускоренный выбор     

13.12.3. Команда Показать Поверхность

Команда Данные | Показать поверхность показывает поверхность, которую образовывают внешние и внутренние контура.

Ускоренный выбор     

13.12.4. Команда Убрать Поверхность

Команда Данные | Убрать поверхность убирает с экрана поверхность, которую образовывают внешние и внутренние контура, ранее показанную командой Данные | Показать поверхность.

Ускоренный выбор     

13.13. Меню Справка

Всплывающее меню Справка полностью идентично аналогичному меню основного редактора.

13.14. Пиктографическое меню и Инструментальная панель

Инструментальная панель представляет собой группу пиктографических кнопок, расположенную ниже главного меню (Рис. 43). Инструментальная панель предназначена для ускоренного выбора некоторых часто используемых команд.

 

Рис. 43. Инструментальная панель.

 

Пиктографическое меню представляет собой группу кнопок, состоящую из инструментальной панели и кнопок нижних уровней которые появляются после нажатия соответствующих кнопок панели инструментов (Рис. 44). Пиктографическое меню также предназначено для ускоренного выбора команд.

 

 

Рис. 44 Пиктографическое меню.

 

Кнопки инструментальной панели инициируют следующие команды (слева направо):

 

Файл | Новый

Файл | Загрузить

Файл | Сохранить

Файл | Печать

Установки | Палитра

Установки | Единицы

Установки | Сетка

Установки | Шаг курсора

Установки | Масштаб

Установки | Увеличение

Редактирование

Инструменты

Построение

Операции с контурами

? | Подсказка

Для выполнения команды с помощью инструментальной панели необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши на нужной кнопке.

Описание команд каждой кнопки пиктографического меню смотреть выше в разделе соответствующей команды.

14. Акселераторы

Акселератор представляет собой комбинацию клавиш, используемую для ускоренного выбора команд. В АПМ WinBeam используются следующие акселераторы.

 

 Команда

Акселератор

Файл | Загрузить

CTRL+L

Файл | Сохранить

CTRL+S

Файл | Печать

CTRL+P

Файл | Выход

CTRL+X

? | Подсказка

CTRL+H

? | О программе

CTRL+B

Установки | Единицы

CTRL+U

Установки | Масштаб

CTRL+C

Установки | Палитра

CTRL+E

Файл | Новый

CTRL+N

Установки | Сетка

CTRL+G

Установки | Шаг курсора

CTRL+T

Установки | Увеличение

CTRL+Z

                                               

Рис. 45. Пример графика момента изгиба в вертикальной плоскости

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов