Справочные данные по деталям машин

 

Главная

 

Шариковые винтовые передачи. Общие сведения

 

Шариковая винтовая передача (ШВП) состоит из винта и гайки и служит для пре­образования вращательного движения в поступательное.

В шариковинтовых передачах на винте 1 и в гайке 2 выполнены винтовые канавки (резьба) криволинейного профиля, служа­щие дорожками качения для шариков, раз­мещенных между витками винта и гайки (рис. 1). Наибольшее распространение по­лучила резьба с полукруглым профилем. При этом вращение закрепленной от осевых перемещений гайки вызывает поступа­тельное перемещение винта, или вращение закрепленного от осевых перемещений винта приводит к поступательному пере­мещению гайки.

Основные геометрические параметры Передачи: номинальный диаметр d0, т.е. диаметр расположения центров тел каче­ния, шаг Р резьбы и диаметр Dw тел каче­ния (обычно Dw = 0,6P).

Достоинства шариковинтовой передачи: возможность создания больших осевых сил; малые потери на трение (КПД передачи 0,9 и выше); возможность получения поступательного перемещения с высокой точностью; малые габариты при высокой несущей способности; значительный ре­сурс.

К недостаткам можно отнести слож­ность конструкции гайки, необходимость высокой точности изготовления и хорошей защиты передачи от загрязнений.

 

рисунок

Рис. 1. Основные параметры полукруглого профиля резьбы

 

Шариковинтовые передачи применяют в механизмах точных перемещений, в следя­щих системах и в ответственных силовых передачах (станкостроение, робототехника, авиационная и космическая техника, атом­ная энергетика, кузнечно-прессовое обору­дование и др.).

Устройство и принцип работы. При вра­щении винта шарики увлекаются в движе­ние по винтовым канавкам, поступательно перемещают гайку и, выкатываясь из резь­бы, через перепускной канал (канал возвра­та) возвращаются в исходное положение. Таким образом, перемещение шариков про­исходит по замкнутому внутри гайки кон­туру. Наиболее распространена конструк­ция ШВП, в которой канал возврата соеди­няет два соседних витка.

В станкостроении применяют трехконтурные гайки. Перепускной канал выпол­няют в специальном вкладыше, который вставляют в овальное окно гайки. В трехконтурной гайке предусматривают три вкладыша, расположенные под углом 120° один к другому и смещенные по длине гай­ки на один шаг резьбы по отношению друг к другу. Таким образом шарики в гайке разделены на три (по числу рабочих вит­ков) независимых группы. При работе пе­редачи шарики, пройдя по винтовой канав­ке на винте путь, равный длине одного витка, выкатываются из резьбы в перепуск­ной канал вкладыша и возвращаются об­ратно в исходное положение на тот же ви­ток гайки.

 

1. Размеры разгрузочных канавок, мм

 

Номинальный диаметр d0

Шаг резьбы Р

b

r

Номинальный диаметр d0

Шаг резьбы Р

b

r

16

2,5

50

10,0

1,50

0,85

25

5,0

1,00

0,55

50

12,0

1,80

0,95

25

10,0

1,50

0,85

63

10,0

1,50

0,85

32

5,0

1,00

0,55

80

10,0

1,50

0,85

32

10,0

1,50

0,85

80

20,0

3,00

1,60

40

5,0

1,00

0,55

100

10,0

1,50

0,85

40

6,0

1,00

0,55

100

20,0

3,00

1,60

40

10,0

1,50

0.85

125

20,0

3,00

1,60

50

5,0

1,00

0,55

 

Профиль резьбы. Основные параметры полукруглого профиля резьбы (рис. 1, а): R=(0,515...0,525) Dw - радиус канавок; а = 45° - угол контакта шариков; ψ = arctg[Pz/(πd0)] - угол подъема резьбы (здесь z - число заходов резьбы).

На рис. 1, б показан в нормальном се­чении профиль резьбы винта с разгрузоч­ной канавкой, а в табл. 1 приведены разме­ры разгрузочных канавок по ОСТ 2 Р31-5-89.

ШВП с предварительным натягом. С це­лью устранения осевого зазора в сопряже­нии винт-гайка и повышения тем самым осевой жесткости и точности перемещения ведомого элемента ШВП собирают с пред­варительным натягом.

Для передачи с полукруглым профилем резьбы натяг создают установкой двух гаек с последующим относительным их осевым смещением. Относительное смещение гаек осуществляют установкой прокладок между ними или их относительным угловым пово­ротом.

Профиль резьбы и конструкцию гайки (канал возврата шариков, регулирование натяга и т.д.) определяет завод-изготови­тель.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru