Справочные данные по деталям машин

 

Главная

 

Основные характеристики шарико-винтовых передач

 

Согласно ОСТ 2 РЗ1-5-89 качество ма­териалов, обработки и сборки ШВП долж­но соответствовать ГОСТ 7599-82, а для поставок на экспорт - ОСТ2 Н06-1-86.

Радиальный зазор между винтом и гай­кой до создания преднатяга для ШВП с полукруглым профилем должен соответствовать значениям, приведенным в табл. 8.

Радиальный зазор измеряют при сме­шении собранной гайки в радиальном направлении под действием силы, превы­шающей силу тяжести гайки в 1,5-2 раза. Измерительный наконечник индикатора должен касаться наружной поверхности гайки.

 

8. Радиальный зазор ШВП до создания преднатяга

 

Номинальный

диаметр d0, мм

Шаг резьбы Р, мм

Радиальный зазор, мм

максимальный

минимальный

16

2,5

0,020/-

0,056/-

25

5,0

0,093/0,107

0,067/0,073

25

10,0

0,170/0,170

0,110/0,113

32

5,0

0,096/0,110

0,064/0,075

32

10,0

0,170/0,171

0,110/0,112

40

5,0

0,096/0,110

0,064/0,072

40

6,0

0,101/0,113

0,059/0,065

40

10,0

0,161/0,173

0,119/0,126

50

5,0

0,101/0,110

0,059/0,061

50

10,0

0,163/0,175

0,117/0,125

50

12,0

0,183/0,197

0,137/0,146

63

10,0

0,165/0,177

0,115/0,123

80

10,0

0,167/0,179

0,113/0,121

80

20,0

0,247/0,273

0,193/0,211

100

10,0

0,170/0,192

0,110/0,118

100

20,0

0,250/0,276

0,180/0,198

125

20,0

0,422/0,430

0,338/0,350

 

Примечание. В знаменателе приведены значения радиального зазора для винтов с разгрузочными канавками (рис. 1,б).

Осевая жесткость. Под осевой жестко­стью понимают отношение действующей на передачу осевой силы, приложенной к гаечной группе, к ее осевому перемещению относительно винта при условии, что винт не проворачивается.

Значения осевой жесткости должны быть не менее значений, приведенных в табл. 9 и 10.

При измерении жесткости корпус гаеч­ной группы и винт удерживают от проворота. На винте закрепляют измерительное приспособление, позволяющее одновре­менно производить измерения смешения корпуса (гайки) относительно винта в трех равномерно расположенных по окружности точках при помощи датчиков линейного перемещения. К винту прикладывают осе­вую силу F. Значения силы F, прикладываемой к винту при определении осевой жесткости, приведены в табл. 11.

Грузоподъемность. Значения динамиче­ской Са и статической C грузоподъемностей, а также минимальные и макси­мальные значения момента Тхх холостого хода ШВП приведены в табл. 12.

Шариковинтовые передачи характери­зуются базовой статической осевой C и базовой динамической осевой Са грузо­подъемностью.

Базовая статическая осевая грузоподъемность С - статиче­ская осевая сила (Н), которая вызывает общую остаточную пластическую деформа­цию шарика, канавок винта и гайки, рав­ную 0,0001 диаметра шарика.

 

9. Осевая жесткость корпусных ШВП

 

Номинальный

диаметр d0, мм

Шаг резьбы Р, мм

Жесткость для классов точности, Н/мкм

П1

Т1

П3

Т3

П5

Т5

П7

Т7

Т9

Т10

25

32

5

5

500

700

460

650

420

590

400

560

40

5

6

10

950

830

740

880

770

680

800

705

620

760

660

590

50

5

10

12

1250

1000

900

1150

920

825

1050

840

750

990

800

705

63

10

1350

1260

1150

1100

80

10

20

1700

1450

1570

1360

1430

1240

1350

1180

100

10

20

2200

2100

2040

1950

1860

1780

1770

1700

 

Примечания:

1. Жесткость для классов точности Т9 и Т10 не регламентируют.

2. Для исполнения с одной гайкой жесткость не регламентируют, с двумя - согласно приве­денным в таблице значениям (при этом гайки заключают в технологический корпус).

 

10. Осевая жесткость бескорпусных ШВП

 

Номинальный

диаметр d0, мм

Шаг резьбы Р, мм

Жесткость для классов точности, Н/мкм

П1

Т1

П3

Т3

П5

Т5

П7

Т7

Т9

Т10

16

2,5

230

215

200

190

25

5

10

560

460

540

440

490

400

460

380

32

5

10

760

610

730

590

665

535

630

500

40

5

10

1050

820

1000

780

950

715

900

680

50

5

10

1250

1100

1200

1050

1100

980

1050

930

63

10

1550

1500

1370

1300

80

10

20

1900

1650

1800

1580

1650

1440

1570

1370

100

10

20

2450

2350

2350

2250

2150

2075

2050

1970

125

20

2850

2750

2525

2400

 

Примечание. Жесткость дли классов точности Т9 и Т10 не регламентируют.

 

11. Значения осевой силы F при определении жесткости ШВП

 

Типоразмер d0 × P, мм

F, кН

Типоразмер d0 × Р, мм

F, кН

16×2,5

0,5

50×10

3,75

25×5

1,6

50×12

6,9

25×10

3,0

63×10

7,5

32×5

2,3

80×10

9,15

32×10

2,5

80×20

12,0

40×5

4,6

100×10

15,0

40×6

3,0

100×20

25,95

40×10

3,25

125×20

40,0

50×5

4,85

 

12. Основные характеристики ШВП

 

Типоразмер d0 × P, мм

Грузоподъемность, Н

Тхх, Н·м

статическая С

динамическая Са

min

max

16×2,5

9600

5000

0,05

0,20

25×5

28100

16580

0,08

0,32

25×10

48800

46400

0,11

0,35

32×5

37500

17710

0,18

0,56

32×10

65000

49800

0,22

0,60

40×5

49400

19170

0,30

0,84

40×6

56400

23700

0,32

0,83

40×10

85900

54700

0,45

0,95

50×5

62800

20640

0,50

1,35

50×10

112500

57750

0,48

1,23

50×12

119900

65400

0,49

1,09

63×10

149700

62030

0,75

2,03

80×10

197700

66880

1,23

3,25

80×20

297600

143400

2,30

3,88

100×10

251100

71840

2,04

5,20

100×20

386400

151800

2,75

5,23

125×20

729000

278000

2,80

5,50

 

Примечание. Приведенные значения для корпусных ШВП соответствуют исполнени­ям II, III и IV.

Базовая динамическая осе­вая грузоподъемность Са - осе­вая сила (Н), которую шариковинтовая передача может воспринимать при базовой долговечности, составляющей 1 миллион оборотов винта.

Базовые грузоподъемности соответству­ют передаче, выполненной из обычно при­меняемых сталей [1, 3]. При отличии свойств материала от обычных, а также в зависимости от класса точности, твердости рабочих поверхностей и др. вычисляют зна­чение скорректированной ста­тической C0ap и скорректиро­ванной динамической Cap грузоподъемности:

 

C0ap = K0С и Саp = KCa,

 

где K0 и К - корректирующие коэффици­енты.

Момент холостого хода замеряют в кон­тролируемой передаче, установленной в центрах стенда, при вращении винта с час­тотой 100мин-1.

Все параметры в табл. 9-12 указаны для ШВП с трехконтурными гайками. Для ШВП, имеющих гайки с количеством кон­туров 1, 2, 4, 5 или 6 значения осевой же­сткости, статической грузоподъемности должны быть уменьшены в 3; 1,5; 0,75; 0,6 или 0,5 раза соответственно. Значения ди­намической грузоподъемности должны быть уменьшены в 2,57; 1,42; 0,78; 0,64 или 0,55 раза соответственно.

В ШВП с вкладышами, установленными в окна гаек с помощью элементов ориента­ции, совмещающими канал возврата с резьбой гайки в зоне контакта шариков с гайкой, динамическая грузоподъемность выше в 1,02 раза, а долговечность - 1,06 раза.

Значения критической осевой силы должны соответствовать ОСТ 2 Н62-6-85.

ШВП с предварительным натягом. С це­лью устранения осевого зазора в сопряже­нии винт-гайка и повышения тем самым осевой жесткости и точности перемещения ведомого элемента ШВП собирают с пред­варительным натягом.

Передачи, применяемые в станкострое­нии, выполняют с натягом; они состоят из двух гаек, каждая из которых имеет по три рабочих витка. Перепускные каналы в спе­циальных вкладышах соединяют два сосед­них витка. Шарики в этом случае разделе­ны на три циркулирующие группы.

Профиль резьбы - полукруглый. Натяг создают относительным осевым смещением гаек, которое осуществляют установкой прокладок между ними или их относитель­ным угловым поворотом. В последнем слу­чае соединение гаек с корпусом выполняют зубчатыми муфтами, у которых наружные зубья нарезаны на фланцах гаек, а внут­ренние - на корпусе. Числа зубьев муфт отличаются на единицу, что позволяет по­ворачивать гайку одну относительно другой на малый угол, осуществляя осевое смеще­ние на очень малую величину.

Если число зубьев на фланце одной из гаек z , а на фланце другой (z +1), то по­ворот обеих гаек в одну сторону на к зубь­ев приводит при шаге Р к их осевому смещению на

 

Δ = Рk/[z(z+l)].

 

Например, при z = 92, Р = 10мм и k =1 имеем Δ = 1,2мкм.

Поворот гаек выполняют вне винта на специальной оправке - трубе с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру резьбы винта по впадинам, после чего гай­ки вместе с корпусом навинчивают на винт.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru