Лабораторные работы

 

Главная

Лабораторная работа

Определение кпд многоступенчатого редуктора

 

1. Цель работы

- Определение геометрических параметров зубчатых колес и передач и вычисление передаточных чисел.

- Изображение кинематической схемы редуктора.

- Построение графиков зависимости  при  и  при .

 

2. Теоретические положения

1. Кинематическое исследование.

Передаточное число редуктора, состоящего из i пар последовательно зацепляющихся колес, равно произведению передаточных чисел отдельных пар колес:

Передаточное число пары зубчатых колес

где z2 и z1 – соответственно число зубьев колеса и шестерни.

Диаметр вершин зубчатого колеса

отсюда

Межосевое расстояние зубчатой пары

2. Определение КПД редуктора.

Потери энергии в зубчатых передачах в основном складываются из потерь на трение в зацеплении и в подшипниках на разбрызгивание масла.

В данном случае потерь на разбрызгивание нет, поскольку редуктор состоит из открытых передач.

Определение КПД редуктора основано на одновременном и неза­висимом измерении крутящих моментов T1 на входном и T2 на выходном валу редуктора (см. рис. 1).

КПД редуктора можно определить по уравнению

где T1  – крутящий момент на валу электродвигателя;

T2  – крутящий момент на выходном валу редуктора;

uоб  – передаточное число редуктора.

Опытные значения крутящих моментов определяются по зависимостям

где  и  – тарировочные коэффициенты;

k1 и k2 – соответственно показания индикаторов измерительных устройств электродвигателя и тормоза.

Общий КПД механизма, состоящего из i пар последовательно зацепляющихся колес, равен произведению КПД отдельных пар колес:

Если потери в каждой паре примерно одинаковы, то , где η КПД одной зубчатой пары (с учетом потерь в подшипниках).

Таким образом,

 

3. Основные правила по технике безопасности

- Включение установки производить с разрешения преподавателя.

- Установка должна подключаться к выпрямителю, а выпрямитель – к сети.

- При работающей установке крышка редуктора должна быть закрыта.

- После окончания работы установку от сети отключить.

 

4. Описание установки

На литом основании 1 (рис. 1) смонтированы исследуемый редуктор 8, электродвигатель (балансирный) 5 с тахометром 3 и нагрузочное устройство 11 (магнитный порошковый тормоз). Входной и выходной валы редуктора соединены с валами электродвигателя и нагрузочного устройства упругими муфтами 7 и 9. Тахометр соединен с электродвигателем муфтой 4. На кронштейнах 2 и 12 смонтированы измерительные устройства, состоящие из плоских пружин, индикаторов 6 и 10, штоки которых упираются в пружины.

На панели 13 размещены тумблер 17, включающий и выключающий электродвигатель; потенциометр 16, позволяющий бесступенчато регулировать частоту вращения электродвигателя; тумблер 15, включающий нагрузочное устройство, и потенциометр 14, позволяющий регулировать тормозной момент Т2.

Рис. 1. Установка ДПЗК ТС: 1 – основание; 2, 12 – кронштейны; 3 – тахометр; 4, 7, 9 – муфты; 5 – электродвигатель;

6, 10 – индикаторы; 8 – редуктор многоступенчатый; 11 – тормоз порошковый; 13 – панель управления; 14 – ручка регулирования нагрузки; 15 – тумблер включения нагрузочного устройства; 16 – ручка регулирования частоты вращения электродвигателя; 17 – тумблер включения электродвигателя

 

Статор электродвигателя установлен в подшипниках качения так, что он может качаться относительно оси, совпадающей с осью якоря. Возникающий при работе электродвигателя реактивный момент полностью передается на статор и действует в направлении, противоположном вращению якоря. Такой электродвигатель называется балансирным.

Для измерения величины момента, развиваемого электродвигателем, к статору прикреплен рычаг, который нажимает на плоскую пружину измерительного устройства. Деформация пружины передается на шток индикатора. По отклонению стрелки индикатора можно судить о величине этой деформации. Если пружину протарировать, т.е. установить зависимость момента T1, поворачивающего статор, и числа делений индикатора, то при выполнении опыта можно по показаниям индикатора судить о величине момента T1 электродвигателя.

В результате тарировки измерительного устройства электродвигателя установлена величина тарировочного коэффициента

Аналогичным способом определяется тарировочный коэффициент для тормозного устройства:

 

5. Методика проведения испытаний и обработка результатов

1. Подсчитать количество зубьев шестерен и колес, измерить диаметры вершин зубьев da1 и da2. Результаты расчетов и измерений занести в табл. 1 отчета.

2. По данным табл. 1 отчета построить кинематическую схему редуктора, для чего использовать условные обозначения, показанные на рис. 2.

а)                            б)                            в)                            г)

Рис. 2. Условное обозначение на схемах по ГОСТ 2.770-68 и ГОСТ 2.703-68:

а – передачи зубчатые цилиндрические с прямыми зубьями (шестерня установлена на валу неподвижно.

Блок свободно вращается на оси); б – подшипники качения шариковые радиальные (общее обозначение);

в – соединение валов эластичное; г – подшипники радиальные

 

3. Включить электродвигатель и поворотом ручки 16 потенциометра установить частоту вращения вала электродвигателя n = 700 мин–1.

4. Установить стрелки индикаторов в нулевое положение.

5. Поворотом ручки потенциометра 14 нагружать редуктор моментами различной величины.

Снятие показаний индикатора измерительного устройства электродвигателя должно производиться при выбранной постоянной частоте вращения электродвигателя.

6. Записать в табл. 1 отчета показания индикаторов.

7. По формулам (5), (6) и (7) вычислить значения T1, T2 и . Результаты вычислений занести в ту же таблицу.

8. По данным табл. 1 отчета построить график  при .

9. Аналогичным образом провести опыты при  и переменной частоте вращения электродвигателя. Опытные данные и результаты расчетов занести в табл. 2 отчета.

10. Построить график зависимости  при .

 

6. Содержание и оформление отчета

6.1  Титульный лист.

6.2  Цель работы.

6.3  Кинематическая схема установки.

6.4. Результаты измерений и расчета параметров колес и редуктора

Число зубьев - 

Диаметр вершин зубьев dа, мм -

Модуль m по формуле (3), мм -

Межосевое расстояние aw по формуле (4), мм -

Передаточное число u по формуле (2) -

Общее передаточное число по формуле (1) -

 

Таблица  1. Опытные данные и результаты расчетов

Определяемые
величины

№ отсчетов

1

2

3

4

5

6

k1, делений

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k2, делений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График зависимости  при

η

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T2, Нмм

 

Таблица 2. Опытные данные и результаты расчетов

Определяемые
величины

№ отсчетов

1

2

3

4

5

6

k1, делений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График зависимости  при

 

η

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

n, мин-1

 

7. Вопросы для самоконтроля

1. Какие потери имеются в зубчатой передаче и каковы наиболее эффективные меры по понижению потерь в передаче?

2. Сущность относительных, постоянных и нагрузочных потерь.

3. Как изменяется КПД передачи в зависимости от передаваемой мощности?

4. Почему КПД с возрастанием степени точности зубчатых колес и передач повышается?


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru