Лабораторная
работа
Определение
параметров и размеров зубчатых колес
1. Цель работы
-
Ознакомление с основными геометрическими параметрами и размерами цилиндрических
колес с прямыми зубьями, а также с методами их измерения.
2.
Теоретические положения
2.1 Общие
сведения
Поверхности взаимодействующих зубьев колес должны
обеспечить постоянство передаточного числа (U = const). Для выполнения этого условия боковые профили зубьев
сопрягаемых колес должны подчиняться требованиям, вытекающим из основной
теоремы зацепления: общая нормаль n-n, проведенная через точки касания профилей, делит
расстояние между центрами колес O1O2 на
части, обратно пропорциональные угловым скоростям (рис. 1). Математически
теорема зацепления имеет вид:
Рис. 1. Зацепление эвольвентных
зубчатых колес
Из возможных профилей зубьев, удовлетворяющих основной
теореме зацепления, наибольшее применение получило эвольвентное
зацепление благодаря технологичности и достаточно высокой несущей способности.
Эвольвента окружности образуется точкой К на прямых N1K и N2K при качении их
без скольжения по окружностям с диаметрами dв1 и dв2 . Эти окружности называются основными.
Линия N1 N2, по
которой перемещается общая точка контакта К профилей
зубьев при вращении колес – линия зацепления. Угол между линией зацепления и
прямой t-t, перпендикулярной
к межосевой линии O1O2 называется
углом зацепления . Для колес без смещения угол зацепления .
При вращении зацепляющихся зубчатых колес окружности
радиусов О1П и О2П перекатываются одна по другой без
скольжения. Данные окружности называются начальными, их диаметр dω1 и dω2. Эти окружности являются
сопряженными, т.е. понятие начальных окружностей относится только к паре колес
находящихся в зацеплении. При изменении межосевого расстояния О1 О2 диаметры начальных окружностей
изменяются.
Делительная окружность принадлежит отдельному колесу и
получается при его зацеплении со стандартной рейкой. Окружность, являющаяся
начальной при зацеплении с рейкой – делительная; её диаметр обозначается d (рис. 2). Для колес без смещения делительные
окружности совпадают с начальными. Толщина зуба по
делительной окружности S равна ширине
впадины между двумя зубьями е.
Расстояние между двумя одноименными профилями соседних
зубьев по делительной окружности – окружной шаг зацепления P. На делительной окружности шаг зацепления Р равен сумме толщины зуба S и ширины впадины между двумя зубьями е. Расчетная величина, равная отношению
окружного шага зубьев Р по делительной окружности к числу π - окружной модуль зацепления
Рис. 2.
Геометрические параметры цилиндрического колеса с прямыми зубьями
Модули зубьев зубчатых колес стандартизованы [табл.
1]. Диаметр делительной окружности выраженный через
модуль равен:
где z- число зубьев
зубчатого колеса.
Окружность, ограничивающая высоту зубьев – окружность
вершин зубьев; её диаметр обозначается da. Окружность, ограничивающая глубину впадин, –
окружность впадин зубьев, её диаметр обозначается df.
Таблица 1
Ряды предпочтительных чисел |
Модуль зацепления m, мм |
||||||||||||
1-й ряд |
1 |
1,25 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
10 |
12 |
16 |
2-й ряд |
1,125 |
1,375 |
1,75 |
2,25 |
2,75 |
3,5 |
4,5 |
5,5 |
7 |
9 |
11 |
14 |
18 |
В зубчатых колесах расстояние между двумя соседними
профилями зубьев, измеренное по нормали n-n (рис. 3),
равно шагу Pв по основной окружности (длине дуги). Из треугольника О радиус основной окружности равен
0,5dв = 0,5∙dcosαω;
шаг по основной окружности будет равен
Pв = Pcosαω.
Исходя из этого, шаг по основной окружности можно
определять не длиной дуги, а расстоянием между двумя соседними зубьями по
нормали (эвольвентными участками профиля зуба). Этот
отрезок нормали представит развертку основной окружности и будет равен шагу Pв по
основной окружности.
Основные параметры и размеры зубчатого
колеса:
z – число зубьев колеса;
m – модуль зацепления;
αω
- угол зацепления (для колес с нормальным
исходным контуром αω=20°);
ha=m – высота
головки зуба;
hf=1,25∙m – высота ножки зуба;
p – окружной шаг зацепления
(по делительной окружности);
pв
- шаг зубьев по основной
окружности;
S, Sв –толщина зубьев соответственно по делительной и
основной окружности;
x- коэффициент смещения.
Рис. 3. Измерение шага зацепления по основной окружности колеса
3.
Описание объекта исследования, приборов и инструментов
Для проведения
лабораторной работы, используют действующие модели зубчатых механизмов, штангензубомер.
4.
Методика проведения исследований и обработка результатов
4.1. Подсчитать
число зубьев колеса.
4.2. По таблице
2 принять число зубьев колеса n, которые нужно
охватить губками штангенциркуля, чтобы измерение было выполнено в пределах эвольвентной части профиля зуба.
Таблица
2
Число
зубьев колеса Z |
12-18 |
19-27 |
28-36 |
37-45 |
46-54 |
55-63 |
64-72 |
73-80 |
Измеряемое
число зубьев n |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
4.3. Охватив
штангенциркулем n зубьев колеса,
измерить размер ln между ними,
затем, охватив штангенциркулем на 1 зуб больше, измерить размер ln+1 между n+1
зубам. Полученные значения занести в таблицу 3.
Примечание. Каждый замер
делается три раза на любых участках зубчатого колеса. Расчеты проводятся по
средним значениям.
4.4. Определить
расчетное значение модуля зацепления:
4.5. Полученное
значение модуля зацепления округлить до
ближайшего стандартного значения m (табл. 1).
4.6. Определить
геометрические размеры зубчатого колеса, занеся полученные значения в табл. 4.
4.7. Измерить
штангенциркулем диаметры выступов da и впадин df зубьев колеса,
занеся полученные значения в табл. 5. Размеры da и df при
четном числе зубьев Z
измеряются штангенциркулем непосредствен, как показано на рис. 4,а. При нечетном
числе зубьев Z сначала
измеряется диаметр отверстия колеса dотв, а затем расстояние от
отверстия до окружности вершин lа
и до окружности впадин lf зубьев (рис. 4,б),
при этом диаметры вершин и впадин зубьев получаются суммированием диаметра
отверстия и расстояния от отверстия до соответствующей окружности зуба.
Рис.
4. Измерение диаметров выступов и впадин зубчатого
колеса:
а
– при четном; б – при нечетном числе зубьев
4.8. Зубчатое
колесо может быть нарезано со смещением исходного контура режущего инструмента.
В этом случае определить значение коэффициента смещения исходного контура:
Примечание. Коэффициент смещения может быть как
положительным, так и отрицательным. В дальнейших расчетах подставляется в
формулы с полученным знаком. Если значение коэффициента смещения получается
близким к нулю, то принимается x=0.
4.9. Определить
толщину зуба по делительной окружности
(рис. 2), мм:
4.10. Определить
половину центрального угла зуба по дуге делительной окружности (рис. 5), град:
Рис.
5. Измерение толщины зуба по хорде делительной
окружности
4.11. Определить
радиальное расстояние от окружности вершин зубьев до измеряемой хорды по
делительной окружности, мм:
где da, d
–диаметры, соответственно вершин зубьев и делительной окружности принимаются по
табл. 4.
4.12. Определить
толщину зуба по хорде делительной окружности, мм:
4.13. Измерить штангензубомером толщину зуба по хорде делительной
окружности Sxизм. (рис. 5).
Полученное значение Sxизм сравнить с
расчетным значением Sx.
Примечание: штангензубомер
имеет две шкалы 1 и 2 с нониусами. Шкала 1 служит для замера радиального
расстояния hx от окружности
головок зубьев до измеряемой хорды, шкала 2 служит для замера толщины зуба по
хорде. По шкале 1 перемещается
установочная пластина 3. До начала замера установочную пластину 3 фиксируем на
расстоянии hx. Для этого на
шкале 1 устанавливаем радиальное расстояние до измеряемой хорды на дуге
делительной окружности. Устанавливаем штангензубомер
на зуб так, чтобы пластина 3 упиралась в вершину зуба, сдвигаем губки штангензубомера до касания их с боковыми поверхностями зуба
и по шкале 2 определяем хордальную толщину зуба Sxизм.
5.
Содержание и оформление отчета
Определение параметров и размеров зубчатых колес.
1. Цель работы.
2. Эскиз
зубчатого колеса с основными размерами.
3. Таблица 3
замеров шага зубьев по основной окружности зубчатого колеса.
Таблица
3
Номер замера |
Расстояние между n зубьями ln , мм |
Расстояние между (n+1) зубом ln+1, мм |
Измерение значение шага зубьев по основной
окружности Pвиз=ln+1-ln,
мм |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
Среднее значение |
lnср |
Ln+1 ср |
Pв ср |
4. Определение
геометрических размеров зубчатого колеса табл. 4.
Таблица
4
№ n/n |
Геометрический размер зубчатого колеса |
Расчетная формула |
1 |
Шаг зубьев по делительной
окружности |
p=π∙m |
2 |
Шаг зубьев по основной
окружности |
pв=π∙m∙cosαω |
3 |
Диаметр делительной
окружности |
d=mz |
4 |
Диаметр основной окружности |
dв=d∙cosαω |
5 |
Диаметр вершин (головок)
зубьев |
da=d+2m |
6 |
Диаметр впадин (ножек)
зубьев |
df=d-25m |
7 |
Толщина зуба по основной
окружности |
Sв=ln+1-n∙Pв |
5. Таблица
замеров диаметров выступов и впадин зубьев колеса.
Таблица 5
Номер замера |
Диаметры
вершин da и впадин df зубьев |
||||||
Четное число Z зубьев колеса |
Нечетное число
Z зубьев колеса |
||||||
da, мм |
df, мм |
dотв, мм |
la, мм |
lf, мм |
da=dотв+2la |
df=dотв+2lf |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
Среднее
значение |
da ср |
df ср |
dотв ср |
la ср |
lf ср |
da ср |
df ср |
6. Определить
коэффициент смещения X и окружную
толщину зуба по делительной окружности S.
7. Определить и
измерить толщину зуба по хорде делительной окружности Sx.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов