Лабораторная
работа
Определение тягового фактора, коэффициента
сцепления ленты с барабаном и расчет максимально
возможной длины ленточного конвейера
1. Цель работы
– изучить конструкцию ленточного
конвейера с эскизированием экспериментальной
установки и ее основных узлов;
– экспериментально
определить тяговую способность барабана;
– определить коэффициенты трения ленты о
барабан для различных материалов ленты;
– рассчитать максимальную длину конвейера
с использованием результатов лабораторной работы.
Работа
состоит из двух частей: экспериментальной и расчетной, и выполняется за два
занятия (4 часа) подгруппой студентов.
2.
Описание лабораторной установки
Передача усилия тяговому элементу
транспортирующих машин, выполненному в виде лент или каната, осуществляется с
помощью сил трения.
Максимально возможное, реализуемое
приводным барабаном, усилие может быть определено из выражения:
где Sнб – натяжение
в точке набегания ленты на приводной барабан, Н;
Sсб – натяжение в точке сбегания ленты с
приводного барабана, Н;
μ – коэффициент трения ленты о приводной барабан;
α – угол обхвата лентой (канатом) барабана, рад.
Таким образом, при неизменном состоянии
фрикционных поверхностей (ленты и барабана) реализуемое барабаном тяговое
усилие зависит от предварительного натяжения, угла обхвата лентой барабана и
коэффициента трения ленты о барабан.
Лабораторная установка (рис. 1)
представляет собой короткий ленточный конвейер с шириной ленты 400 мм. Привод –
электрический, однобарабанный. Натяжное устройство – грузовое. Лента
поддерживается на рабочей ветви тремя трехроликовыми
опорами, на холостой ветви – одной однороликовой.
Угол обхвата лентой барабана α = 180°.
Рис. 1. Ленточный конвейер
Максимальное тяговое усилие, которое
может быть передано барабаном гибкому тяговому элементу, определяется с помощью
специального измерительного устройства (рис. 2), состоящего из планок 1, удерживаемых на ленте 2 силами трения, двух тяг 3, прикрепленных шарнирно к планкам, и
динамометра (на рис. не показан), соединенного тягами с рамой конвейера. Замкнутый контур ленты состоит из двух участков:
тканевой ленты без покрытия и ленты с обкладками из резины.
Рис. 2. Устройство для
измерения максимального натяжения
Натяжение ленты, в точке сбегания с
приводного барабана, принимаем равным:
где РГ
– вес груза натяжного устройства, Н;
WТ – сопротивление перемещению тележки натяжного
устройства с учетом потерь в отклоняющих блоках, Н.
Из (1) имеем:
Или
Коэффициент трения ленты о приводной
барабан будет равен:
В формуле (5) Sнб определяется по показанию динамометра.
3.
Порядок выполнения работы
3.1. Выполнить
эскиз действующей модели ленточного конвейера с указанием основных размеров.
3.2. Определить
сопротивление движению тележки натяжного устройства (WТ),
для чего поместить ее в крайнее положение так, чтобы лента на обеих ветвях
провисала. Нагружать натяжное устройство грузами до тех пор, пока тележка
сдвинется с места. Сопротивление движению тележки с учетом потерь в отклоняющих
блоках будет равно суммарному весу грузов на натяжном устройстве.
3.3. С помощью
планок зажать ленту, после чего соединить планки с металлоконструкцией конвейера
тягами через динамометр.
3.4. Включить
электродвигатель конвейера и снять показания динамометра. Повторять опыты с
изменением веса груза натяжного устройства по указанию преподавателя. Пункты 3.3
и 3.4 повторить для каждого участка ленты, располагая её таким образом, чтобы
исследуемый участок охватывал приводной барабан.
3.5. Результаты
измерений заносятся в табл. 1. Значение коэффициента трения для различных лент
определяется как среднее по результатам всех измерений для данной ленты.
Таблица 1. Результаты измерений
Тип ленты |
Номер опыта |
РГ, Н |
WТ, Н |
Sнб, Н |
Sсб, Н |
|
𝜇 |
μср |
Без покрытия |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
|
||
С резиновыми
обкладками |
1’ |
|
|
|
|
|
|
|
2’ |
|
|
|
|
|
|
||
3’ |
|
|
|
|
|
|
4.
Расчетная часть
В расчётной части определяется
максимально возможная длина горизонтального прямолинейного конвейера, работу
которого может обеспечить установленный на экспериментальной установке привод.
Каждому студенту задается один из вариантов исходных данных, приведенных в
табл. 2.
Таблица 2. Исходные данные для расчета
№ вар. |
Производительность Q, т/ч |
Транспортируемый материал |
Угол естественного откоса в движении, φд |
Угол наклона Боковых роликов, αр |
Насыпная масса γ, т/м3 |
1 |
50 |
Антрацит |
20 |
20 |
0,85 |
2 |
55 |
Уголь каменный |
10 |
30 |
0,70 |
3 |
60 |
Гравий |
10 |
36 |
1,60 |
4 |
65 |
Земля формов. |
15 |
30 |
1,30 |
5 |
70 |
Песок сухой |
20 |
20 |
1,20 |
6 |
75 |
Цемент |
20 |
30 |
1,00 |
7 |
70 |
Антрацит |
20 |
36 |
0,95 |
8 |
65 |
Пшеница |
10 |
30 |
0,65 |
9 |
60 |
Земля формов. |
10 |
20 |
1,25 |
10 |
55 |
Известняк |
15 |
20 |
1,5 |
11 |
50 |
Аглом. ж. руды |
20 |
30 |
1,90 |
12 |
55 |
Мука пшеничн. |
20 |
36 |
0,50 |
13 |
60 |
Песок сухой |
15 |
30 |
1,30 |
14 |
65 |
Гравий |
15 |
20 |
1,80 |
15 |
70 |
Уголь каменный |
15 |
36 |
0,80 |
16 |
120 |
Руда железная |
16 |
20 |
2,5 |
17 |
100 |
Апатит порошок |
12 |
36 |
1,7 |
Расчёт начинается с определения
параметров производительности и погонных нагрузок конвейера, согласно методике
приведенной в [1]. При этом необходимо определить:
– ширину ленты (В), м;
– скорость движения ленты (V), м/с;
– погонную нагрузку от веса груза (qв), Н/м;
– погонную нагрузку от веса ленты (qл), Н/м;
– погонную нагрузку от вращающихся
частей роликовой опоры на груженой и холостой ветвях ( и ), Н/м.
Для определения искомой длины выполняется
тяговый расчет по схеме, представленной на рис. 3.
Рис. 3. Схема конвейера к тяговому расчёту
Натяжение в точке 3 определяется из
условия максимально допустимого провеса ленты на груженой ветви конвейера:
где – расстояние
между роликовыми опорами груженой ветви, м.
Величины S4 и S1 определяются из тягового расчета:
где – коэффициент,
учитывающий сопротивление на натяжном барабане, при αб=180°, можно принять .
Сопротивления и определяются
согласно [1]. Т.к. в оба выражения (7) и (8) входит искомая длина конвейера l, то для её
определения используем уравнение Эйлера:
Тяговый коэффициент принимаем
по результатам экспериментальной части работы.
5.
Содержание и оформление отчета
5.1. Задачи работы.
5.2. Эскиз экспериментальной установки и её узлов.
5.3. Результаты экспериментальных измерений и их
обработки.
5.4. Результаты расчета максимально
возможной длины конвейера.
5.5. Заключение.
Отчет выполняется в тетради по лабораторным работам и
защищается в конце второго занятия.
6.
Вопросы для самоконтроля
1.
Назовите тип лент, используемых на ленточных конвейерах.
2.
Объясните конструкцию роликовых опор ленточных конвейеров рабочей
и холостой ветвей.
3.
Какие типы натяжных устройств применяются на ленточных
конвейерах?
4.
Что такое тяговый фактор и от чего он зависит?
5.
От чего зависит коэффициент сцепления лент с барабаном?
6.
Суть метода обхода по контуру (по точкам).
7.
Литература
1. Спиваковский А. О.,
Дьячков В. К. Транспортирующие машины: Учеб. пособие для машиностроительных вузов. – М.: Машиностроение,
1983. – 487 с.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов