Лабораторная
работа
Определение
коэффициентов трения в резьбе и на торце гайки
1. Цель работы
- Определение коэффициента трения в резьбе fp .
- Построение графика зависимости fp от среднего давления на витках резьбы Pр .
- Определение коэффициента трения на торце гайки fт .
- Построение графика зависимости fт от
удельного давления на торце гайки Pт .
- Установление зависимости .
2. Теоретические
положения
Момент завинчивания гайки Tзав преодолевает момент сил
трения в резьбе Тр и на
торце гайки Тт :
В развернутом виде уравнение имеет вид
где Fзат – сила затяжки, Н (см. рис. 1 лабораторной работы № 4);
Dср – средний диаметр опорной
кольцевой площадки, мм;
fт – коэффициент трения на торце
гайки;
d2 – средний диаметр резьбы;
– угол подъема винтовой линии градус;
– приведенный угол трения в резьбе, градус.
В приспособлении для нагружения болтов под гайкой установлен упорный
шарикоподшипник, момент трения в котором незначительный, поэтому Tзав Тр. В
таком случае возникающее в результате затяжки болта осевое усилие Fзав и
момент Тр связаны
уравнением
Здесь где p − шаг резьбы, мм.
Из уравнения (1) определяем приведенный угол трения в
резьбе:
Приведенный коэффициент трения в резьбе
Приведенный коэффициент трения и действительный коэффициент трения в резьбе связаны зависимостью
Угол профиля метрической резьбы . Поэтому коэффициент трения в резьбе
При испытании со специальной втулкой упорный
шарикоподшипник в приспособлении не работает. Момент трения на торце гайки
определяется как разность момента завинчивания и момента сил трения в резьбе:
Известно, что
отсюда коэффициент трения на торце гайки
Средний диаметр опорной кольцевой площадки
где
D1 – наружный диаметр опорного
торца гайки, равный размеру зева ключа, мм;
d0 – внутренний диаметр опорной поверхности, равный
отверстию под болт или диаметру отверстия в шайбе, мм.
Допускаемая сила затяжки болта определяется по уравнению
где d3 – внутренний диаметр болта по дну впадины, мм;
– допускаемое
напряжение на растяжение, МПа;
1,3 – коэффициент, учитывающий скручивание
тела болта.
Для болта, изготовленного из стали Ст 3, принимаем = 220 МПа и коэффициент безопасности n = 2,
тогда
Среднее давление на витках резьбы
где z – число витков резьбы по высоте гайки;
H – высота
гайки.
Давление на торце гайки
3.
Основные правила по технике безопасности
- Торсионный
динамометрический ключ вращать плавно, без перекосов, остановок и рывков.
- Наибольшая
сила для динамометрической пружины не должна превышать 4∙104
Н; наибольший момент на торсионном динамометрическом
ключе не должен превышать 78,4∙108 Нмм;
наибольшее суммарное усилие на двух рукоятках торсионного
динамометрического ключа не должно превышать 320 Н.
4.
Описание установки
Установка состоит из приспособления для нагружения
болтов (рис. 1) и торсионного динамометрического ключа.
Рис.
1. Приспособление для нагружения болтов: 1 – болт испытуемый; 2 – гайка; 3 – втулка сменная;
4 –
шарикоподшипник упорный; 5 –
динамометрическая пружина; 6 – сухарь
стопорный;
7 – шайба
сферическая; 8 – индикатор
Испытуемый болт 1 устанавливается в приспособление для нагружения
болтов (см. рис. 1). Затяжка гайки 2
испытуемого болта производится торсионным динамометрическим ключом. Крутящий
момент измеряется индикатором. В корпусе приспособления помещена
динамометрическая пружина 5,
позволяющая определить силу на болте по его деформации. Усилие затяжки болта 1 передается динамометрической пружине 5 через сферическую шайбу 7. Деформация измеряется с помощью
индикатора 8. Для предотвращения
возможности поворота болта устанавливается стопорный сухарь 6.
При определении коэффициента трения в резьбе
гайка 2 опирается через втулку 3 и упорный шарикоподшипник 4 на динамометрическую пружину. Таким образом трение на торце гайки исключается.
При определении коэффициента трения на торце гайки втулка 3 заменяется другой специальной втулкой.
В этом случае упорный шарикоподшипник не работает.
5. Методика проведения
испытаний и обработка результатов
1. Выбрать
исследуемый болт.
2. Измерить
наружный диаметр болта d, шаг резьбы p,
высоту гайки H, наружный диаметр опорной поверхности гайки D1, диаметр отверстия под болт d0 . Результаты занести в табл. 1 отчета.
3. Внутренний
диаметр резьбы d1, средний диаметр d2 и внутренний диаметр болта по дну впадины d3 принять по табл. 1 лабораторной работы № 4.
4. Вычислить
допустимую силу затяжки болта [Fзат] по
формуле (7).
5. Вычислить
значения этой силы:
; ; и записать их в табл. 2 и 3 отчета.
6. Задать
предварительный натяг индикатора в 1,5...2 оборота и установить его большую
стрелку на нулевое деление.
7. Установить болт в прибор, завернуть гайку от руки до устранения осевого
люфта, что контролируется по стрелке индикатора 8 (см. рис. 1) на установке.
Примечание. В
результате тарировки динамометрической пружины и торсионного динамометрического
ключа установлены следующие тарировочные
коэффициенты:
для
динамометрической пружины;
для
динамометрического ключа.
Таким образом, сила затяжки , Н, и момент на
динамометрическом ключе , Нмм. Здесь n1 и n2 – соответственно числа
делений индикаторов 8
(см. рис. 1) и динамометрического ключа.
8. Определить
число делений n1 индикатора 8 (см. рис. 1) по значениям
силы затяжки и тарировочному коэффициенту μ1.
Результаты записать в табл. 2 отчета.
9. Затянуть болт
динамометрическим ключом последовательно до четырех значений силы затяжки.
Записать числа делений индикатора торсионного ключа в табл. 2 отчета.
10. Определить величину . Результаты записать в табл. 2 отчета.
11. По
полученным данным построить график зависимости силы затяжки Fзат от момента завинчивания Tзав.
12. По формуле
(3) для каждого значения силы затяжки и момента завинчивания вычислить приведенный угол трения в резьбе и записать в табл. 2 отчета.
13. Вычислить приведенный коэффициент трения f1 по
формуле (3) и
коэффициент трения в резьбе fp по формуле (4). Результаты
записать в табл. 2 отчета.
14. Вычислить
среднее значение давления pр на витках резьбы по
уравнению (8) и записать в табл. 2 отчета.
15. По
полученным данным построить график зависимости коэффициента трения в резьбе fp от удельного давления pр.
16. При
испытании со специальной втулкой вычислить момент трения на торце гайки по
уравнению .
Значения Тр получены
в предыдущем опыте.
17. По формуле (6) вычислить значения коэффициента трения fт на торце гайки и записать в
табл. 3 отчета.
18. По формуле
(9) вычислить давление на торце гайки pт . Результаты занести в табл.
3 отчета.
19. Построить график зависимости коэффициента трения
на торце гайки от давления .
6.
Содержание и оформление отчета
6.1 Титульный лист.
6.2 Цель работы.
6.3 Схема нагружения соединения
Таблица
1. Характеристика испытуемого болта
Наружный
диаметр резьбы болта, мм |
d |
Шаг
резьбы, мм |
p |
Внутренний
диаметр резьбы болта, мм |
d1 |
Средний
диаметр резьбы болта, мм |
d2 |
Внутренний
диаметр резьбы болта по дну впадины, мм |
d3 |
Угол
подъема винтовой линии резьбы, градус |
β |
Высота
гайки, мм |
H |
Наружный
диаметр опорного торца гайки, мм |
D1 |
Диаметр
отверстия под болт, мм |
d0 |
Допускаемая
сила затяжки болта, Н |
[Fзат] |
Таблица
2. Испытание затяжки болта без трения на торце гайки (с шарикоподшипником)
Параметры |
Опытные
данные |
|||
0,25
[Fзат] |
0,5
[Fзат] |
0,75
[Fзат] |
[Fзат] |
|
Сила
затяжки Fзат, Н |
|
|
|
|
Число
делений n1 индикатора
динамометрической пружины |
|
|
|
|
Число
делений n2 индикатора
динамометрического ключа |
|
|
|
|
Момент
на динамометрическом ключе (момент в резьбе) |
|
|
|
|
Приведенный
угол трения в резьбе по формуле (2) |
|
|
|
|
Приведенный коэффициент трения f1 в резьбе по формуле (3) |
|
|
|
|
Коэффициент
трения в резьбе fp по формуле (4) |
|
|
|
|
Среднее
значение pp на
витках резьбы по формуле (8) |
|
|
|
|
Таблица
3. Испытание затяжки болта c трением на торце гайки (с
применением специальной втулки)
Параметры |
Опытные
данные |
|||
0,25 [Fзат] |
0,5 [Fзат] |
0,75 [Fзат] |
[Fзат] |
|
Сила
затяжки Fзат, Н |
|
|
|
|
Число
делений n1 индикатора
динамометрической пружины |
|
|
|
|
Число
делений n2 индикатора
динамометрического ключа |
|
|
|
|
Момент
на динамометрическом ключе (момент в резьбе) |
|
|
|
|
Момент
трения в резьбе Тр по формуле (1), Нм |
|
|
|
|
Момент
трения на торце гайки Тт по формуле
(5), Н∙м |
|
|
|
|
Коэффициент
трения на торце гайки по формуле (6) |
|
|
|
|
Среднее
давление на торце гайки по формуле (9), МПа |
|
|
|
|
График зависимости силы затяжки
от момента на ключе
Fзат, Н Tзав, Нмм |
График
зависимости коэффициентов трения от удельного давления
fp (fT) Pp, Мпа (PT, Мпа) |
Контрольные
вопросы
1. Установка для испытания резьбового соединения, ее устройство и цель проводимой работы.
2. Назвать профиль резьбы испытуемого болта и его основные геометрические параметры.
3. Назвать составляющие момента сопротивления при завинчивании гайки. Что изменится в расчетных уравнениях, если гайку отвинчивать под нагрузкой?
4. Что за параметр - угол подъема резьбы? Как он связан с шагом и средним диаметром резьбы?
5. Что за параметр - приведенный угол трения? Как его определить?
6. Как определить допустимую силу затяжки испытуемого болта?
7. Для какой цели в конструкции испытательной машины используется упорный шарикоподшипник?
8. Как определить момент трения на торце гайки?
9. Как устроен динамометрический ключ?
10. Какова зависимость между осевой
силой на болте и моментом завинчивания?
11. Почему для крепежных деталей
применяются резьбы с треугольным профилем?
12. Как смазка влияет на
коэффициент трения в резьбе и на торце гайки?
13. Каково среднее значение
коэффициента трения в резьбе?
14. Каково
среднее значение коэффициента трения на торце гайки?
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов