Смазка
подшипников
Смазка
подшипников качения. Основными
факторами, влияющими на выбор смазки для подшипников качения, являются частота вращения,
нагрузка на подшипник, рабочая температура подшипникового узла и условия
окружающей среды.
Для смазки подшипников качения применяются
жидкие минеральные масла и пластичные смазки. Для подшипников качения наилучшей
является жидкая смазка, но она усложняет конструкцию уплотнения.
Практически наиболее удобна для смазки
большинства подшипников качения пластичная смазка. Она применяется при dn<300000мм·об/мин (где d- диаметр отверстия подшипника,
мм; n - частота вращения подшипника, об/мин); t≤ 120°С;
при непостоянном режиме (меняются температура, нагрузки, частота вращения)
для подшипников в механизмах, работающих с продолжительными остановками, и для
подшипников, расположенных в труднодоступных местах.
При выборе пластичной смазки температура каплепадения
ее должна быть выше рабочей температуры подшипника не менее чем на 20°С.
Если dn>
300000мм·об/мин, то рекомендуется
применять жидкие масла.
Для смазки подшипников, работающих при
нормальном режиме, следует выбирать масла со следующей кинематической вязкостью
при рабочей температуре узла: для радиально-упорных и упорных ~ 30мм2/с, для роликовых сферических ~ 20мм2/с, для
остальных шарико-ролико-подшипников
~12мм2/с.
Для высокоскоростных и миниатюрных
подшипников используют маловязкие масла.
Применяются следующие способы смазки
подшипников качения:
масляная ванна для подшипников горизонтальных
валов при n ≤ 10000об/мин, для подшипников малых размеров допускается и
при большей частоте вращения. Уровень масла при n ≤ 2000об/мин должен
быть не выше центра нижнего шарика или ролика, при большей частоте вращения
уровень масла лишь касается шарика или ролика;
смазка масляным туманом для высокоскоростных
малонагруженных подшипников; смазка проникает в подшипники, омывает и охлаждает
их;
смазка разбрызгиванием для подшипников, не
изолированных от общей системы смазки (например, редукторы), при n = 2000...
3000об/мин; при большей частоте вращения следует предусматривать устройства,
ограничивающие поступление масла в подшипник;
циркуляционная смазка самотеком или под
давлением через форсунки. Последний способ применяется для подшипников,
работающих в тяжелых условиях, когда необходим интенсивный отвод теплоты;
фитильная смазка назначается в широких
пределах скоростей для подшипниковых узлов горизонтальных и вертикальных валов.
Вязкость применяемых масел 12мм2/с
(например, индустриальное И-12А).
Смазка
подшипников скольжения. Для смазки
подшипников скольжения машин преимущественно применяют индустриальные
минеральные масла.
Подшипники, работающие при небольших удельных
нагрузках и скоростях, подлежат периодической (например, капельной) смазке.
Циркуляционная смазка под давлением является
наилучшей, особенно для тяжелых режимов работы; она обеспечивает подачу масла
в количестве, достаточном для смазки, непрерывную очистку и охлаждение его.
Смазка кольцевая. Кольцевая смазка
применяется для горизонтальных валов при n = 100...2000об/мин. При большей
частоте вращения кольцевая смазка не обеспечивает отвода теплоты от подшипника.
Количество подаваемой смазки зависит от
частоты вращения.
Размеры колец, мм
(рис. 20):
DK≈ 2d; b≈ 0,2d; В = b
+ (1...5)мм; s≈ 0,3b.
Глубина погружения кольца в масло t ≈
(0,5...0,6)d.
При длине подшипника более 1,5d рекомендуется
ставить два кольца.
Рис. 20. Схема
кольцевой смазки
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов