Электродвигатели.
Асинхронные двигатели общего назначения.
Общие
технические условия
Термины и
определения. В соответствии с ГОСТ
27471-87, ГОСТ Р 51689-2000 приняты следующие термины и определения.
Вращающийся электродвигатель (электродвигатель)
- вращающаяся электрическая машина, предназначенная для преобразования
электрической энергии в механическую.
Асинхронная машина - бесколлекторная машина
переменного тока, у которой отношение частоты вращения ротора к частоте тока в
цепи, подключенной к машине, зависит от нагрузок.
Асинхронная машина с фазным ротором -
асинхронная машина, у которой обмотка ротора присоединена к контактным
кольцам.
Асинхронная машина с короткозамкнутым ротором
- асинхронная машина, у которой ротор выполнен с короткозамкнутой обмоткой в
виде беличьей клетки.
Двигатель общего назначения - двигатель,
удовлетворяющий совокупности технических требований, общих для большинства
случаев применения.
Единая серия - ряд асинхронных двигателей
общего назначения, объединенных общностью конструкции и технологии
производства с закономерно возрастающими основными параметрами: высотой оси
вращения и номинальной мощностью.
Базовое (основное) исполнение - конструкция
двигателей, на базе которой разрабатываются модификации для различных случаев
применения.
Типоразмер - совокупность двигателей, имеющих
одинаковую высоту оси вращения и одинаковые рабочие свойства: мощность, синхронную
частоту вращения и механическую характеристику. Например: двигатель АИР160М4.
Габарит - геометрическая характеристика
двигателя, определяющая его размер в поперечном направлении и численно равная
оси вращения.
Модификация - разновидность двигателя,
создаваемая на основе двигателя, принятого за базовое исполнение, с целью
расширения или специализации сферы его использования.
Номинальная мощность - полезная механическая
мощность на валу, выражаемая в ваттах (Вт). Во многих странах принято выражать
механическую мощность на валу в лошадиных силах (1 британская л. с.
эквивалентна 745,7Вт; 1 метрическая л. с. - 736Вт).
Сервис-фактор - допустимая перегрузка
двигателя при номинальных напряжении и частоте. При этом превышение температуры
обмотки не должно быть более допустимого для данного класса нагревостойкости
изоляции на 10%.
Вариант I - увязка мощностей с установочными
размерами, принятая для выпускаемых в Российской Федерации в настоящее время
серий двигателей.
Вариант II - увязка мощностей с установочными
размерами, принятая Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике
(CENELEK, документ 2В/64.)
Основные параметры и размеры. Одним из
основных параметров является мощность двигателя.
В соответствии с ГОСТ 12139-84 номинальные
мощности двигателей в диапазоне от 0,12 до 900кВт включительно должны соответствовать
приведенным в табл. 1 значениям.
Значения, указанные в табл. 1 в скобках,
применяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
1.
Номинальные мощности двигателей, кВт
- |
- |
(10) |
(100) |
- |
1,1 |
11 |
110 |
0,12 |
- |
- |
(125) |
- |
- |
(13) |
132 |
- |
1,5 |
15 |
150 |
- |
- |
(17) |
160 |
0,18 |
(1,8) |
18,5 |
185 |
- |
- |
(20) |
200 |
- |
2,2 |
22 |
220 |
0,25 |
- |
(25) |
250 |
- |
- |
- |
280 |
- |
3,0 |
30 |
300 |
- |
- |
- |
315 |
- |
- |
(33) |
335 |
- |
- |
- |
355 |
0,37 |
3,7 |
37 |
375 |
- |
4,0 |
(40) |
400 |
- |
- |
- |
425 |
- |
- |
45 |
450 |
- |
- |
- |
475 |
- |
- |
(50) |
500 |
- |
- |
- |
530 |
0,55 |
5,5 |
55 |
560 |
- |
- |
- |
600 |
- |
6,3 |
63 |
630 |
- |
- |
- |
670 |
- |
- |
- |
710 |
0,75 |
7,5 |
75 |
750 |
- |
- |
(80) |
800 |
- |
- |
- |
850 |
- |
(9) |
90 |
900 |
Допускается вместо мощности двигателей
указывать момент на валу в Н·м, при этом численное значение
номинального момента должно соответствовать указанному в табл. 1.
Для нужд народного хозяйства и экспорта в соответствии
с ГОСТ Р 51689-2000 изготовляют асинхронные двигатели (АД) общего назначения
для работы от сети переменного тока напряжением до 690В.
Виды климатических исполнений двигателей:
У2; У3; У5; УХЛ2; УХЛ3; УХЛ4; Т2; Т3; ОМ2; ОМ5; О4, а также (для химостойких
исполнений) У3, У5 по ГОСТ 15150-69. По требованию заказчика двигатели могут
быть зготовлены видов климатических исполнений: У1, УХЛ1.Т1.
Общие технические требования к асинхронным
двигателям номинальной мощностью в диапазоне от 0,12 до 400кВт регламентированы
ГОСТ Р 51689-2000, мощностью до 1кВт - ГОСТ 16264.0-85 и ГОСТ 16264.1-85.
Номинальные мощности двигателей должны соответствовать требованиям ГОСТ
12139-84. В части двигателей мощностью от 0,025 до 1кВт включительно требования
ГОСТ Р 51689-2000 распространяются только на двигатели единых серий.
Двигатели изготовляют на номинальные частоты
электрической сети 50 и 60Гц, на синхронные частоты вращения в соответствии с
ГОСТ 12139-84:
- 500, 600, 750, 1000, 1500, 3000 об/мин -
для частоты 50Гц;
- 600, 720, 900, 1200, 1800, 3600 об/мин -
для частоты 60Гц.
По согласованию с заказчиком двигатели могут
быть изготовлены на другие частоты по ГОСТ 12139-84, ГОСТ 28596-90.
Двигатели рассчитаны на напряжения: 220, 380,
660В; схемы соединения обмотки статора: "треугольник",
"звезда", "треугольник-звезда".
При необходимости двигатели могут быть
изготовлены на другие стандартные напряжения и схемы соединения, в том числе
230, 400, 690В (двигатели в экспортном исполнении).
Энергетические показатели двигателей
(коэффициент полезного действия, коэффициент мощности) - по ГОСТ Р 51677-2000.
Моментные характеристики двигателей - по ГОСТ
28327-89. Относительные значения документов двигателей единых серий должны быть
не ниже установленных в технических условиях на двигатели конкретных типов.
Средний уровень звука и звуковой мощности
двигателей мощностью до 0,25кВт устанавливают в технических условиях на конкретные
типы двигателей. Значения уровня звука (звуковой мощности) остальных двигателей
должны быть не хуже, чем по классу 3 ГОСТ 16372—93. Для двигателей мощностью от
15 до 400кВт, имеющих на валу со стороны привода роликоподшипники, допускается
класс 2 по ГОСТ 16372-93.
Высоту оси вращения (габарит) в диапазоне от
45 до 355мм устанавливают из ряда R20 по ГОСТ 13267-73.
Двигатели изготовляют со степенями защиты
IP23, IP44, IP54, IP55 по ГОСТ 17494-87. По согласованию между изготовителем и
заказчиком двигатели могут быть изготовлены и с другими степенями защиты.
Исполнение двигателей по способу монтажа:
IM1001, IM1002, IM1081, IM1082, IM1083, IM1084, IM2001, IM2002, IM2081, IM2082,
IM2083, IM2084, IM2181, IM2182, IM3001, IM3002, IM3011, IM3012, IM3031, IM3032,
IM3081, IM3082, IM3083, IM3084, IM3111, IM3131, IM3181, IM3601, IM3681, IM4611,
1М5010 по ГОСТ 2479-79 и МЭК 60034-7.
Способ охлаждения двигателей выбирают из
ряда: 1С-1, IC06, IC041, IC411, IC4/6 в соответствии с МЭК 60034-6.
Условные обозначения двигателей указывают в
технических условиях на конкретные типы двигателей.
Для двигателей со встроенной температурной
защитой проверку работы зашиты при перегрузке проводят при испытании двигателя
на нагревание. После того как двигатель достигнет установившейся температуры,
устанавливают перегрузку, при которой скорость нарастания температуры не
превышает 1°С за 5мин. В момент срабатывания защиты измеряют температуру
обмотки статора методом сопротивления.
Проверку работы защиты при коротком замыкании
проводят на двигателе с заторможенным ротором, включенном на номинальное
напряжение с холодного состояния. В момент срабатывания защиты измеряют температуру
обмотки двигателя методом сопротивления.
Температура обмотки при срабатывании защиты,
в зависимости от класса нагревостойкости изоляции двигателя, не должна превышать
значений, приведенных в табл. 2.
2.
Температура обмотки при срабатывании зашиты, °С
Режим |
Классы
нагревостойкости для изоляции |
||
В |
F |
Н |
|
Перегрузка |
145 |
170 |
195 |
Короткое замыкание |
200 |
225 |
200 |
Буквенные обозначения установочно-присоединительных
и габаритных размеров - в соответствии с требованиями ГОСТ 4541-70 и МЭК
60072-1.
Установочные размеры двигателей исполнения
IM1 и IM3 приведены соответственно в табл. 3 и 4. Обозначения, приведенные в
скобках, соответствуют принятым МЭК.
Установочные размеры двигателей малой
мощности - по ГОСТ 12126-86, вновь проектируемых и модернизируемых (в части
установочно-присоединительных размеров) - по ГОСТ 18709-73.
Допуски на установочные размеры должны
соответствовать указанным в ГОСТ 8592-79.
3.
Установочные размеры двигателей исполнения IM1
Размеры, мм
Габарит |
Установочный размер |
h (Н) |
b10 (А) |
l10 (В) |
l31 (С) |
d10 (К) |
56 |
- |
56 |
90 |
71 |
36 |
|
63 |
63 |
100 |
80 |
40 |
||
71 |
71 |
112 |
90 |
45 |
7 |
|
80 |
80 |
125 |
100 |
50 |
10 |
|
90 |
S L S L М S М S М L S М L М L S М S М S М S М S М |
90 |
140 |
56 |
||
90 |
125 |
|||||
100 |
100 |
160 |
112 |
63 |
12 |
|
100 |
140 |
|||||
112 |
112 |
190 |
70 |
|||
132 |
132 |
216 |
89 |
|||
132 |
178 |
|||||
160 |
160 |
254 |
108 |
15 |
||
160 |
210 254 203 241 279 267 305 286 311 311 349 368 419 406 457 500 560 |
|||||
160 |
||||||
180 |
180 |
279 |
121 |
|||
180 |
||||||
180 |
||||||
200 |
200 |
318 |
133 |
19 |
||
200 |
||||||
225 |
225 |
356 |
149 |
|||
225 |
||||||
250 |
250 |
406 |
168 |
24 |
||
250 |
||||||
280 |
280 |
457 |
190 |
|||
280 |
||||||
315 |
315 |
508 |
216 |
28 |
||
315 |
||||||
355 |
355 |
610 |
254 |
|||
355 |
Примечания:
1. Обозначения в скобках соответствуют
принятым МЭК.
2. d10 - диаметр круглого
отверстия или ширина овального отверстия.
4.
Установочные размеры двигателей исполнения IM3
Размеры, мм
Обозначение
фланца |
d20 (М) |
d25 (N) |
d24 (Р) |
l20 (Т) |
d22
(S) |
Число отверстий |
|
без резьбы FF |
с резьбой FT |
||||||
FF55; FT65 FF75; FT75 |
65 75 |
50 60 |
80 90 |
2,5 |
5,8 |
М5 |
4 |
FF85; FT85 |
85 100 |
70 80 |
105 120 |
7 |
Мб |
||
FF100; FT100 |
3 |
||||||
FF115;FT115 |
115 130 |
95 110 |
140 160 |
10 |
М8 |
||
FF130; FT130 |
3,5 |
||||||
FF165; FT165 |
165 |
130 |
200 |
12 |
М10 |
||
FF215; FT215 FF265; FT265 |
215 265 |
180 230 |
250 300 |
4 |
15 |
М12 |
|
FF300; FT300 FF350; FT350 |
300 350 400 500 |
250 300 350 450 |
350 400 450 550 |
5 |
19 |
М16 |
|
FF400; FT400 FF500; FT500 |
8 |
||||||
FF600; FT600 FF740; FT740 |
600 740 |
550 680 |
660 800 |
6 |
24 |
М20 |
Примечания:
1. В обозначении фланца указывают размер d20
(M) и буквы FF и FT: FF - фланец с гладкими крепежными отверстиями; FT - фланец
с резьбовыми крепежными отверстиями.
2. Внешний контур крепительных фланцев от FF55
до FF300 может быть некруговым. В этом случае размер d24 (P)
является диаметром описанной окружности и может отличаться только в сторону
отрицательных отклонений.
3. Размер l39(R) = 0.
4. Установочные размеры двигателей исполнения
IM2 определяют из табл. 3 и 4 как для комбинированного исполнения.
Двигатели базового (основного) исполнения
изготовляют с увязкой мощностей с установочными размерами по варианту I (табл.
5) или II (табл. 6).
5.
Увязка мощностей с установочными размерами по варианту I для степени защиты
IP44 и ВР54
Формы исполнения
двигателей |
Номинальная
мощность двигателей, кВт, при числе полюсов
2р |
Концы валов цилиндрические
d1 (D) × l1 (Е), мм, при числе
полюсов 2р |
Концы валов цилиндрические
rf2(DA)x/2(EA), |
||||||||||
IM1, IM2 |
IM2,IM3 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
мм, при числе
полюсов 2р |
|||||
Габарит |
Установочный размер |
Обозначение
фланца |
2 |
4,6,8, 10,12 |
2 |
4,6,8, 10,12 |
|||||||
с резьбой |
без резьбы |
||||||||||||
56 |
- |
FT65; FT85 |
FF115 |
0,18 0,25 |
0,12 0,18 |
- |
- |
- |
- |
11×23 |
11×23 |
||
63 |
- |
FT75; FT100 |
FF130 |
0,37 0,55 |
0,25 0,37 |
0,18 0,25 |
- |
- |
- |
14×30 |
14×30 |
||
71 |
- |
FT85; FT115 |
FF165 |
0,75 1,10 |
0,55 0,75 |
0,37 0,55 |
0,25 |
- |
- |
19×40 |
19×40 |
||
80 |
- |
FT100; FT130 |
FF165 |
1,50 2,20 |
1,10 1,50 |
0,75 1,10 |
0,37 0,55 |
- |
- |
22×50 |
22×50 |
||
90 |
L |
FT1I5; FT130 |
FF215 |
3,00 |
2,20 |
1,50 |
0,75 1,10 |
- |
- |
24×50 |
24×50 |
||
100 |
S М |
FT130; FT165 |
FF215 |
4,0 5,5 |
3,0 4,0 |
2,2 |
1,5 |
- |
- |
28×60 |
28×60 |
||
112 |
М |
- |
FF265 |
7,5 |
5,5 |
3,0 4,0 |
2,2 3,0 |
- |
- |
32×80 |
32×80 |
||
132 |
S М |
- |
FF300 |
11,0 15,0 18,5 |
7,5 11,0 15,0 18,5 |
5,5 7,5 11,0 15,0 |
4,0 5,5 7,5 11,0 |
- |
- |
38×80 |
38×80 |
||
160 |
S М |
- |
42×××110 |
48×110 |
42×110 |
||||||||
180 |
S M |
- |
FF350 |
22,0 30,0 |
22,0 30,0 |
18,5 |
15,0 |
- |
- |
48×110 |
55×110 |
48×110 |
|
200 |
M L |
- |
FF400 |
37,0 45 |
37,0 45 |
22,0 30 |
18,5 22 |
- |
- |
55×110 |
60×140 |
55×110 |
|
225 |
M |
- |
FF500 |
55 |
55 |
37 |
30 |
- |
- |
65×140 |
55×110 |
60×140 |
|
250 |
S M |
- |
75 90 |
75 90 |
45 55 |
37 45 |
22 30 |
- |
65×140 |
75×140 |
65×140 |
70×140 |
|
280 |
S M |
- |
FF600 |
110 132 |
110 132 |
75 90 |
55 75 |
37 45 |
- |
70×140 |
80×170 |
65×140 |
|
315 |
S M |
- |
160 200 |
160 200 |
110 132 |
90 110 |
55 75 |
45 55 |
75×140 |
90×170 |
65×140 |
||
355 |
S M |
- |
FF740 |
250 315 |
250 315 |
160 200 |
132 160 |
90 110 |
75 90 |
85×170 |
100×210 |
85×170 |
6.
Увязка мощностей с установочными размерами по варианту II для степени защиты
IP44 и IP54
Формы исполнения
двигателей |
Номинальная мощность
двигателей, кВт, при числе
полюсов 2р |
Концы валов цилиндрические
d1 (D) × l1 (Е), мм, при числе полюсов
2р |
Концы валов
цилиндрические d2(DA)×l2(EA), мм, при числе полюсов
2р |
|||||||
1М1,1М2 |
IM2, IM3 |
2 |
4 |
6 |
8 |
|||||
Габарит |
Установочный размер |
Обозначение фланца |
2 |
4, 6, 8 |
2, 4, 6, 8 |
|||||
с резьбой |
без резьбы |
|||||||||
56 |
- |
- |
- |
0,09 0,12 |
0,06 0,09 |
- |
- |
9x20 |
9x20 |
|
63 |
- |
FT115 |
- |
0,18 0,25 |
0,12 0,18 |
- |
- |
11×23 |
11×23 |
|
71 |
М |
FT850 |
FF130 |
0,37 0,55 |
0,25 0,37 |
0,18 0,25 |
0,09 0,12 |
14×30 |
14×30 |
|
80 |
М |
FT100 |
FF165 |
0,75 1,10 |
0,55 0,75 |
0,37 0,55 |
0,18 0,25 |
19×40 |
19×40 |
|
90 |
S L |
FT115 |
1,50 2,20 |
1,10 1,50 |
0,75 1,10 |
0,37 0,55 |
24×50 |
24×50 |
||
100 |
L |
FT130 |
FF215 |
3,00 |
2,20 3,00 |
1,50 |
0,75 1,10 |
28×60 |
28×60 |
|
112 |
М |
- |
4,00 |
4,0 |
2,20 |
1,50 |
||||
132 |
S M |
- |
FF265 |
5,50 7,50 |
5,50 7,50 |
3,00 4,00 5,50 |
2,20 3,00 |
38×80 |
38×80 |
|
160 |
M L |
- |
FF300 |
11,0 15,0 18,50 |
11,0 15,0 |
7,50 11,0 |
4,00 5,50 7,50 |
42×100 |
42×110 |
|
180 |
M L |
- |
FF300 |
22,0 |
18,5 22,0 |
15,0 |
11,0 |
48×100 |
42×110 |
|
200 |
L |
- |
FF350 |
30,0 37,0 |
30,0 |
18,5 22,0 |
15,0 |
55×110 |
48×100 |
|
225 |
S M |
- |
FF400 |
45,0 |
37,0 45,0 |
30,0 |
18,5 22,0 |
55×110 |
60×140 |
55×110 |
250 |
M |
- |
FF500 |
55,0 |
55,0 |
37,0 |
30,0 |
60×140 |
65×140 |
60×140 |
280 |
S M |
- |
75,0 90,0 |
75,0 90,0 |
45,0 55,0 |
47,0 45,0 |
65×140 |
75×140 |
65×140 |
|
315 |
S M L |
- |
FF600 |
110,0 132,0 160; 200 |
110,0 132,0 160; 200 |
75,0 90,0 110; 132 |
55,0 75,0 90; 110 |
65×140 |
80×170 |
65×140 |
355 |
S M L |
- |
FF740 |
250; 315 |
250; 315 |
160 200 250 |
132 160 200 |
75×140 |
100×210 |
75×140 |
7.
Размеры выступающего конца вала, шпонок и шпоночных пазов по МЭК 60072-1
Концы валов
цилиндрические d1×l1, мм |
Сечение шпонки b×h, мм |
Глубина паза вала,
h, мм |
Наибольший*
вращающий момент, Н·м |
9×20 |
3×3 |
1,8 |
0,63 |
11×23 |
4×4 |
2,5 |
1,25 |
14×30 |
5×5 |
3,0 |
2,8 |
19×40 |
6×6 |
3,5 |
8,25 |
22×50 |
6×6 |
3,5 |
14 |
24×50 |
8×7 |
4,0 |
18 |
28×60 |
8×7 |
4,0 |
31,5 |
32×80 |
10×8 |
5,0 |
50 |
38×80 |
10×8 |
5,0 |
90 |
42×110 |
12×8 |
5,0 |
125 |
48×110 |
14×9 |
5,5 |
200 |
55×110 |
16×10 |
6,0 |
355 |
60×140 |
18×11 |
7,0 |
450 |
65×140 |
18×11 |
7,0 |
630 |
70×140 |
20×12 |
7,5 |
800 |
75×140 |
20×12 |
7,5 |
1000 |
80×170 |
22×14 |
9,0 |
1250 |
85×170 |
22×14 |
9,0 |
1600 |
90×170 |
25×14 |
9,0 |
1900 |
100×210 |
28×16 |
10,0 |
2800 |
* Наибольший вращающий момент двигателей
переменного тока при продолжительном режиме работы.
Примечания:
1. Поле допуска диаметра d1
выступающего конца вала при: 7≤d1≤28мм - j6; 32≤d1≤48мм
- k6: 55≤d1≤110мм – m6.
2. Предельное отклонение глубины tx шпоночного паза при сечении шпонки до 6×6мм
+0,1мм; при сечениях от 8×7 до 28×16мм +0,2мм.
Увязка мощностей с установочными размерами
модификаций указывается в технических условиях на конкретные типы двигателей.
Размеры шпонок и шпоночных пазов на
выступающих цилиндрических концах валов - по МЭК 60072-1 (табл. 7). Поле
допуска размера b шпонки h9, размера h шпонки h9 (при 2 < h ≤ 6мм),
h11 (при h > 6мм), шпоночного паза на валу N9 (нормальное соединение) или Р9
(плотное соединение).
Технические
требования. Характеристики.
Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51689-2000, техническим
условиям на конкретные типы двигателей, ГОСТ 183-74, ГОСТ 24682, ГОСТ 19348.
Двигатели могут иметь сервис-фактор, равный
1,1 или 1,15. Параметры двигателей приводят для режима работы 51 в соответствии
с требованиями ГОСТ 183-74, ГОСТ 28173. При применении двигателей в режимах
52-58 измененные значения показателей должны быть согласованы с изготовителем.
Номинальные данные характеризуют работу
двигателя на высоте до 1000м над уровнем моря при температуре газообразной
охлаждающей среды 40°С или охлаждающей воды 30° С, если в стандартах или
технических условиях не установлена другая температура охлаждающей воды, но не
более 33°С.
Номинальные значения механических внешних
действующих факторов для групп механических исполнений двигателей выбирают из
ряда: M1, М3, М4, М7, М8, М9 по ГОСТ 17516.1.
Номинальные значения климатических факторов
внешней среды - по ГОСТ 15543 и ГОСТ 15150.
При превышении верхнего значения рабочей
температуры окружающей среды (воздуха) по сравнению с указанными в этих
стандартах номинальная мощность двигателей снижается на 5% при повышении
температуры на 5^(o)С.
Двигатели должны допускать работу на высотах
до 4300м. При эксплуатации двигателей, у которых номинальное значение высоты
установлено 1000м, на высоте свыше 1000 до 4300м и температуре 40°С мощности их
снижаются в соответствии с табл. 8.
8.
Зависимость мощности двигателя от высоты над уровнем моря
Высота над уровнем моря, м |
1000 |
1500 |
2000 |
2400 |
3000 |
3500 |
4000 |
4300 |
Номинальная мощность, % |
100 |
98 |
95 |
93 |
88 |
84 |
80 |
74 |
Среднее, верхнее и эффективное значения
температур для работы двигателей на высотах свыше 1000 до 4300 м устанавливают
по ГОСТ 15150.
Двигатели со степенью защиты IP23 можно применять
при значении запыленности не более 2мг/м3, со степенью защиты IP44
- не более 10мг/м3, IP54 - не более 100мг/м3.
Двигатели изготовляют химостойкого исполнения
Х2: по требованию заказчика - исполнения Х3 по ГОСТ 24682.
Требования по стойкости двигателей к рабочим
растворам, в том числе дезинфицирующим, дезактивирующим, в соответствии с ГОСТ
24682 устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей.
Двигатели должны быть устойчивы к воздействию
электромагнитных помех (отклонение напряжения, отклонение частоты, несимметрия
питающего напряжения и несинусоидальность питающего напряжения) в соответствии
с требованиями ГОСТ Р 50034.
Требования по сейсмостойкости (интенсивность
землетрясения в баллах и уровень установки над нулевой отметкой) при необходимости
указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.
Двигатели изготовляют с изоляцией классов
нагревостойкости В, F или Н по ГОСТ 8865, исходя из условия обеспечения требуемого
ресурса двигателей. По согласованию между заказчиком и изготовителем допускается
применение других классов нагревостойкости.
Вводные устройства подразделяют на исполнения
в зависимости от способа подвода питающего кабеля.
Вводные устройства двигателей выполняют
следующих исполнений:
K-3-I - с панелью выводов и одним штуцером,
К-3-II - с панелью выводов и двумя штуцерами,
К-3-III - с панелью выводов и тремя
штуцерами,
K-3-IV - с панелью выводов и четырьмя
штуцерами,
K-2-I—без панели выводов с одним штуцером,
K-2-II - без панели выводов с двумя штуцерами,
К-3-М - с панелью выводов и удлинителем под
сухую разделку кабеля или заливку кабельной массой,
К-3-М-2 - с панелью выводов и удлинителем
для двух кабелей.
Возможно применение ввертных штуцеров.
Вводные устройства двигателей должны допускать подсоединение с любой из противоположных
боковых сторон кабелей с медными или алюминиевыми жилами с оболочкой из резины
или пластиков, а также гибкого металлического рукава.
Для машины на лапах коробка выводов должна
располагаться с правой стороны двигателя, если смотреть со стороны
выступающего конца вала. Ее ось должна находиться в пределах угла,
заключенного между вертикальной осью поперечного сечения машины и радиусом,
лежащим на 10° ниже горизонтальной оси.
Сопротивление изоляции обмоток двигателей в
холодном состоянии при нормальных климатических условиях испытаний по ГОСТ
15150 должно быть не менее 10МОм, а при температуре двигателей, близкой к рабочей,
- не менее 3МОм, при верхнем значении влажности воздуха - не менее 0,5МОм.
Двигатели должны работать в любом направлении
вращения. Направление вращения двухполюсных двигателей 280-355 габаритов должно
быть указано в технических условиях на конкретные типы двигателей. Для асинхронных
двигателей установлены показатели надежности:
- средний ресурс до капитального ремонта
(30000ч, не менее);
- средняя наработка на отказ (23000ч, не
менее);
- расчетный ресурс подшипников (20000ч, не
менее);
- девяностопроцентный срок сохраняемости
(3года, не менее).
Для невосстанавливаемых двигателей должен
применяться показатель безотказности "вероятность безотказной
работы".
Критерием предельного состояния двигателя
является выход из строя обмотки, требующий ее замены (капитальный ремонт двигателя).
Критерии отказов двигателей:
- выход из строя подшипникового узла;
- выход из строя узла контактных колец;
- выход из строя обмотки.
Требования
безопасности. Требования
безопасности - по ГОСТ 12.2.007.1, ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ Р МЭК 60204.1, а также
в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок
потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок
потребителей, утвержденных Главгосэнергонадзором.
Класс I по способу защиты человека от
поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.007.0
указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.
Двигатели должны иметь для заземления корпуса
наружные зажимы, снабженные устройством от самоотвинчивания: один - на корпусе
и один - во вводном устройстве. Зажимы заземляющие и знаки заземления - по ГОСТ
21130, ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ Р МЭК 60204.1 и МЭК 60034-1.
Комплектность. В комплект двигателя должны входить:
- двигатель со шпонкой на валу;
- шкив, салазки, фундаментные болты (по
требованию заказчика);
- руководство по эксплуатации;
- паспорт.
Маркировка двигателей проводится в соответствии
с требованиями ГОСТ 18620 и МЭК 60034-8.
Упаковка и консервация двигателей - по ГОСТ
23216. Для проверки соответствия двигателей требованиям ГОСТ Р 51689-2000 проводят
квалификационные, приемосдаточные, периодические и типовые испытания по программе,
установленной ГОСТ 183.
Эксплуатация двигателей должна соответствовать
отраслевой нормативно-технической документации.
Гарантийный срок эксплуатации - 2года со дня
начала эксплуатации двигателя при гарантийной наработке 10000ч.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов