Способы
охлаждения, классы нагревостойкости изоляции
Способы
охлаждения. Условные обозначения
способов охлаждения вращающихся электрических машин установлены ГОСТ 20459-87. Обозначение
способов охлаждения машин должно состоять из латинских букв IС
(International Cooling) и группы знаков из одной буквы и двух цифр.
Охлаждение - процесс, посредством которого
тепло, возникающее в результате потерь в машине, передается первичному
хладагенту, увеличивая его температуру. Нагретый первичный хладагент может быть
заменен новым хладагентом с более низкой температурой (одноконтурное
охлаждение) или охлажден вторичным хладагентом в каком-либо охладителе
(двухконтурное охлаждение).
Каждую цепь охлаждения обозначают одной
буквой и двумя характеристическими цифрами.
Вид хладагента обозначают прописной буквой
(табл. 20).
20.
Условное обозначение хладагента
Вид хладагента |
Наименование
хладагента |
Условное
обозначение хладагента |
Газ |
Воздух |
А |
Водород |
Н |
|
Азот |
N |
|
Двуокись углерода |
С |
|
Фреон |
Fr |
|
Жидкость |
Вода |
W |
Масло |
U |
|
Керосин |
Кr |
Устройство цепи для циркуляции хладагента
обозначают первой характеристической цифрой (от 0 до 9), например:
0 - свободная циркуляция (хладагент свободно
попадает в машину из окружающей среды и свободно возвращается в эту среду);
1 - вентиляция при помощи входной трубы или
входного канала (хладагент попадает в машину не из окружающей среды, а из
другого источника через входную трубу или канал и затем свободно возвращается в
окружающую среду):
4 - охлаждение внешней
поверхности машины с использованием окружающей среды (первичный хладагент
циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым
является окружающая машину среда. Для повышения коэффициента теплопередачи поверхность
может быть ребристой).
Способ перемещения хладагента обозначают
второй характеристической цифрой (от 0 до 9), например:
0 - свободная конвекция (движение хладагента
осуществляется за счет разницы температур, вентилирующее действие ротора незначительно);
1 - самовентиляция (движение хладагента
осуществляется либо вследствие вентилирующего действия ротора, либо при помощи
специального устройства, смонтированного на валу ротора машины).
Если машина имеет две и более цепи охлаждения,
то в обозначении следует указывать характеристики всех цепей охлаждения, начиная
с характеристики цепи с вторичным хладагентом (с более низкой температурой).
Если во всех цепях охлаждения машины
хладагентом является воздух, то допускается пропуск буквы, обозначающей вид
хладагента.
Полное обозначение способов охлаждения
электрических машин должно содержать буквы 1С и группу знаков из одной (двух)
буквы и двух цифр для характеристики каждой цепи охлаждения.
Упрощенное обозначение распространяется на
небольшое число наиболее применяемых типов вращающихся машин, охлаждаемых
воздухом. В упрощенной системе способ охлаждения обозначают буквами 1С с двумя
характеристическими цифрами. Первая цифра обозначает
устройство системы охлаждения, вторая — способ подвода энергии для циркуляции
хладагента Если подача энергии, необходимой для циркуляции
хладагента, соответствует второй характеристической цифре 1 (самовентилирующее
устройство, устанавливаемое на валу), то можно проставлять только первую
характеристическую цифру.
Примеры
обозначений способов охлаждения:
IC/401 - защищенная машина с самовентиляцией:
вентилятор расположен на валу машины. Упрощенное обозначение - IC01 или IC0 (опущены
обозначение хладагента - воздуха (А) и для случая самовентиляции - вторая характеристическая
цифра (1));
IC40141 - закрытая машина с ребристой или
гладкой станиной, обдуваемая наружным вентилятором, расположенным на валу
машины;
IC0041 - закрытая машина с естественным
воздушным охлаждением без наружного вентилятора, тепло передается наружной
среде через корпус. Цепь с вторичным хладагентом - 00 (свободная циркуляция,
свободная конвекция); цепь с первичным хладагентом - 41 (охлаждение внешней
поверхности с использованием окружающей среды, самовентиляция внутри корпуса).
Классификация
электроизоляции по нагревостойкости. Классы нагревостойкости. Поскольку для электротехнических изделий
доминирующим фактором старения электроизоляционных материалов и систем изоляции
является температура, то для оценки стойкости электрической изоляции к
воздействию температуры приняты классы нагревостойкости.
Классы нагревостойкости и соответствующие им
температуры приведены в табл. 21.
Класс нагревостойкости электротехнического
изделия отражает максимальную рабочую температуру, свойственную данному изделию
при номинальной нагрузке и других условиях.
Изоляция под действием данной максимальной
температуры должна иметь нагревостойкость не менее
температуры, соответствующей классу нагревостойкости электротехнического
изделия.
21.
Классы нагревостойкости электротехнических изделий
Обозначение класса нагревостойкости |
Y |
А |
Е |
В |
F |
Н |
200 |
220 |
250 |
Температура, °С |
90 |
105 |
120 |
130 |
155 |
180 |
200 |
220 |
250 |
Приведенные температуры являются фактической
температурой изоляции, но не превышением температуры электротехнического
изделия. В стандартах на электротехнические изделия обычно нормируют величину превышения
температуры, а не фактическую температуру. При разработке стандартов,
устанавливая методы измерения и допустимое превышение
температуры, следует учитывать такие факторы, как конструкция, температурная
проводимость и толщина изоляции, доступность изолированных частей, метод
вентиляции, характеристики нагрузки и т.д.
Основанием для установления рациональных
температурных пределов изоляции является только опыт или соответствующие испытания
(см. ГОСТ 8865-93).
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов