Дюймовые
зубчатые передачи в США
В США и Англии стандартами предусмотрены две системы зубчатых передач:
метрическая (модульная) и дюймовая (питчевая).
В питчевой системе все линейные размеры
измеряются в дюймах.
В питчевой системе существует два основных
понятия: окружной питч (Circular Pitch)
и диаметральный питч (Diametral Pitch).
Окружной питч (Circular Pitch)
– это длина дуги делительной окружности между центрами или другими
соответствующими точками смежных зубьев. Нормальный окружной питч (Normal Circular Pitch) – это окружной питч в
нормальной плоскости.
Диаметральный питч (Diametral Pitch) – это отношение числа
зубьев шестерни к диаметру делительной окружности в дюймах. Нормальный
диаметральный питч (Normal Diametral Pitch) – это диаметральный питч, рассчитанный
в нормальной плоскости.
Окружной питч р = π-D/N,
где D – диаметр делительной окружности зубчатого колеса; N – количество зубьев колеса.
Диаметральный питч Р = N/D.
Окружной и диаметральный питч связаны соотношением р = π Р
Существует две системы расчета элементов зубьев:
1. Diametral Pitch System – система диаметрального питча, которая применяется, когда
диаметральный питч равен или больше единицы. В США основная часть зубчатых
колес производится в системе диаметрального питча.
2. Circular Pitch System
– система окружного питча, которая применяется, когда диаметральный питч меньше
единицы. В США система окружного питча используется в основном в
производстве литых колес, а также является основной системой для червячных
зацеплений.
Существуют следующие правила для взаимосвязи между
модульной и питчевой системами:
1. Для того чтобы найти модуль, эквивалентный заданному диаметральному питчу,
необходимо разделить число 25.4 на диаметральный питч и результат округлить до
ближайшего стандартного модуля.
2. Для того, чтобы найти диаметральный питч, эквивалентный заданному
модулю, необходимо разделить число 25.4 на модуль и результат округлить до
ближайшего стандартного диаметрального питча
Standard
Circular Pitch and Diametral Pitch
Diametral Pitch P |
Circular Pitch p |
Diametral Pitch P |
Circular Pitch p |
Diametral Pitch P |
Circular Pitch p |
0.3142 |
10 |
2.25 |
1.3963 |
10 |
0.3142 |
0.3307 |
9.5 |
|
1.2566 |
11 |
0.2856 |
0.3491 |
9 |
2.75 |
1.1424 |
12 |
0.2618 |
0.3696 |
8.5 |
3 |
1.0472 |
13 |
0.2417 |
0.3927 |
8 |
3.25 |
0.9666 |
14 |
0.2224 |
0.4189 |
7.5 |
3.5 |
0.8976 |
15 |
0.2094 |
0.4488 |
7 |
3.75 |
0.8378 |
16 |
0.1963 |
0.4833 |
6.5 |
4 |
0.7854 |
17 |
0.1848 |
0.5236 |
6 |
4.5 |
0.6981 |
18 |
0.1745 |
0.5712 |
5.5 |
5 |
0.6283 |
19 |
0.1653 |
0.6283 |
5 |
5.5 |
0.5712 |
20 |
0.1571 |
0.6981 |
4.5 |
6 |
0,5236 |
24 |
0.1309 |
0.7854 |
4 |
6.5 |
0.4833 |
32 |
0.0982 |
0.8976 |
3.5 |
7 |
0.4488 |
48 |
0.0654 |
1 |
3.1416 |
7.5 |
0.4189 |
64 |
0.0491 |
1.25 |
2.5133 |
8 |
0.3927 |
72 |
0.0436 |
1.5 |
2.0944 |
8.5 |
0.3696 |
80 |
0.0391 |
1.75 |
1.7952 |
9 |
0.3491 |
96 |
0.0327 |
2 |
1.5708 |
9.5 |
0.3307 |
120 |
0.0262 |
Исходный контур зубьев
Цилиндрические прямозубые дюймовые зубчатые
передачи
В США существуют отдельные стандарты для мелкозубых зубчатых передач и
для передач с крупными зубьями. К мелкозубым относятся
передачи, у которых диаметральный питч больше, чем 20.
Стандартами на
мелкозубые передачи определены углы зацепления 14.5°, 20° и 25°. При угле
зацепления 20° минимальное число зубьев шестерни – 18; при угле зацепления 25°
минимальное число зубьев шестерни – 12. Угол зацепления 20° является
общепринятым и рекомендуется в большинстве случаев. Угол зацепления 25° используется
в шестернях, изготавливаемых методами порошковой металлургии, а также для литых
и формованных шестерен. В случаях, когда требуется жесткий контроль углового
положения зубчатых колес или минимальный боковой зазор, возможно применение
угла зацепления 14.5°; при этом угле зацепления зубчатые колеса требуют
увеличенного числа зубьев, чтобы избежать подрезания зуба.
Геометрический
расчет мелкозубых цилиндрических прямозубых зубчатых колес, без смещения (Diametral
Pitch
> 20)
Параметр |
Обозначение |
Формула |
|
Исходные данные |
Diametral Pitch Диаметральный питч |
P |
Определяются прочностными и кинематическими расчетами |
Number of pinion
teeth Число зубьев шестерни |
n |
||
Number of gear teeth Число зубьев зубчатого колеса |
N |
||
Addendum Головка зуба |
a |
a=1/P |
|
Dedendum Ножка зуба |
b |
b=(2.2/P)+0.002 |
|
Working Depth Рабочая высота зуба |
h k |
h k=2/P |
|
Whole Depth Полная высота зуба |
h t |
h t=(2.2/P)+0.002 |
|
Clearance Зазор: стандартный шлифованные зубья |
c |
c=(0.2/P)+0.002 c=(0.35/P)+0.002 |
|
Tooth Thickness at
Pinch Diameter Толщина зуба по делительной окружности |
t |
t=π/2P |
|
Circular Pitch Окружной питч |
p |
p=πD/N=πd/n=π/P |
|
Center Distance Межцентровое расстояние |
C |
C=(N+n)/2P=(d+D)/2 |
|
Pitch Diameter Диаметр делительной окружности: pinion (шестерня) gear (зубчатое
колесо) |
d D |
d=n/P D=N/P |
|
Outside Diameter Диаметр вершин зубьев: pinion (шестерня) gear (зубчатое
колесо) |
d0 D0 |
d0=(n+2)/P D0=(N+2)/P |
|
Примечание. Все размеры в дюймах. Формулы справедливы для углов
зацепления 14.50, 200 и 250. |
Американские
стандарты на зубчатые передачи с крупными зубьями определяют два угла
зацепления – 200 и 250. Угол зацепления 200
является общепринятым для зубчатых колес универсального применения с достаточно
высокой прочностью зубьев. Угол зацепления 250 обеспечивает более
высокую прочность зубьев и понижает контактные напряжения в зубьях колес.
Геометрический
расчет цилиндрических прямозубых зубчатых колес с крупными зубьями, без
смещения
Параметр |
Обозначение |
Формула |
||
Диаметральный питч P задан |
Окружной питч p задан |
|||
Addendum Головка зуба |
a |
a=1/P |
a=0.3183p |
|
Dedendum Ножка зуба: стандартный шлифованные зубья |
b |
b=1.25/P b=1.35/P |
b=0.3979p b=0.4297p |
|
Working Depth Рабочая высота |
h k |
h k=2/P |
h k=0.6366p |
|
Whole Depth Полная высота: стандартный шлифованные зубья |
h t |
h t=2.25/P h t=2.35/P |
h t=0.7162p h t=0.748p |
|
Clearance Зазор: стандартный шлифованные зубья |
c |
c=0.25/P c=0.35/P |
c=0.0796p c=0.1114p |
|
Pitch Diameter Делительный диаметр: шестерня зубчатое колесо |
d D |
d=n/p D=N/P |
d=0.3183np D=0.3183Np |
|
Outside Diameter Диаметр вершин зубьев: шестерня зубчатое колесо |
d0 D0 |
d0=(n+2)/P D0=(N+2)/P |
d0=0.3183(n+2)p D0=0.3183(N+2)p |
|
Center Distance Межцентровое расстояние |
C |
C=(N+n)/2P=(d+D)/2 |
C=0.15915(n+N)p |
|
Root Diameter Диаметр впадин: |
dR DR |
dR=(n-2.5)/P dR=(n-2.7)/P DR=(N-2.5)/P DR=(N-2.5)/P |
dR=0.3183 (n-2.5)p dR=0.3183 (n-2.7)p DR=0.3183 (N-2.5)p DR=0.3183(N-2.5)p |
|
шестерня |
стандартный шлифованные зубья |
|||
зубчатое колесо |
стандартный шлифованные зубья |
|||
Circular Thickness Круговая толщина зуба |
t |
t=1.5708/P |
t=0.5p |
|
Gear Ratio Передаточное отношение |
mG |
mG=N/n |
||
Примечание:
|
Цилиндрические
зубчатые передачи внутреннего зацепления
Дюймовые зубчатые
передачи внутреннего зацепления имеют следующие особенности:
1. Рекомендуемый угол зацепления – 20°.
2. Минимальное количество зубьев шестерни – 16.
3. В случае, если шестерня имеет большое количество зубьев или по
размерам близка к охватывающему зубчатому колесу, существует опасность подрезания
зубьев. Разность между количеством зубьев колеса и шестерни должна быть не
менее 12.
Геометрические
параметры дюймовых зубчатых колес внутреннего зацепления могут быть рассчитаны
по принципу стандартного внешнего зацепления, обращенного внутрь, с головками и
ножками во встречных направлениях. Однако для предотвращения подрезания зубьев
и улучшения формы и работы зубьев рекомендуется увеличить внутренний диаметр
охватывающего зубчатого колеса и, соответственно, увеличить наружный диаметр
малой шестерни.
Геометрические
параметры зубчатых колес внутреннего зацепления
Параметр |
Обозначение |
Формула |
|
Pitch Diameter Делительный диаметр: шестерня зубчатое колесо |
d D |
d=n/p D=N/P |
|
Зубчатое колесо внутреннего зацепления |
Internal Diameter Enlarged Внутренний диаметр увеличенный
(для предотвращения подрезания зубьев) |
Di |
D i=(N –
1.2)P |
Internal Diameter (based upon spur gear reversed) Внутренний диаметр (рассчитан
по принципу обратного зубчатого
колеса) |
Di |
D i=(N –
2)P |
|
Шестерня для внутреннего зацепления |
Outside Diameter Standard Наружный диаметр (для зацепления с зубчатым колесом, рассчитан по принципу обратного зубчатого
колеса) |
d0 |
d0=(n+2)/P |
Outside Diameter Enlarged Наружный диаметр увеличенный (для зацепления с зубчатым колесом с увеличенным внутренним
диаметром) |
d0 |
d0=(n+2.5)/P |
|
Center Distance Межцентровое расстояние |
C |
C=(N-n)/2P |
|
Зубчатое колесо внутреннего зацепления |
Arc Thickness of Tooth Окружная толщина зуба (колесо с
увеличенным внутренним диаметром) |
t2 |
t2=1.388/P |
Arc Thickness of Tooth Standard Окружная толщина зуба
стандартная (колесо со стандартным внутренним диаметром) |
t2 |
t2=1.5708/P |
|
Шестерня для внутреннего зацепления |
Arc Thickness of Tooth Enlarged Окружная толщина зуба
увеличенная (шестерня с увеличенным наружным диаметром) |
t1 |
t1=1.7528/P |
Arc Thickness of Tooth Standard Окружная толщина зуба стандартная |
t1 |
t1=1.5708/P |
|
Остальные геометрические
параметры рассчитываются по формулам для наружных зацеплений |
В американской
практике также используются зубчатые колеса полного профиля зуба с углом зацепления
14.5° и укороченные зубья с углом зацепления 20°. Для укороченных зубьев
минимальная разность между количеством зубьев шестерни и колеса – 7…8; для
зубьев с углом зацепления 14.5° минимальная разность чисел зубьев – 15.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов