Справочные данные по деталям машин

 

Главная

 

Подшипники качения

 

Преимущества подшипников качения в сравнении с подшипниками скольжения:

- низкое стартовое трение;

- требуют меньшего пространства в осевом направлении;

- обеспечивают более точное центрирование валов;

- некоторые типы подшипников выдерживают осевые и радиальные нагрузки одновременно;

- угол приложения нагрузки не ограничивается;

- относительно легкая замена подшипников;

- выдерживают сравнительно высокие моментальные перегрузки;

- простота смазки;

- инженеры фирм-производителей могут дать рекомендации по правильному проектированию и применению подшипниковых узлов.

 

Виды и применение подшипников качения

 

Радиальные шариковые подшипники (Deep groove ball bearings). Наиболее по­пулярные подшипники, широко распространены во многих отраслях; восприни­мают радиальные и частично осевые нагрузки в двух направлениях; защищенные подшипники заполнены смазкой при изготовлении и имеют стальные маслоудерживающие кольца или резиновые контактные уплотнения. Главные применения: передние и задние колеса, трансмиссии и электрические приборы автомобилей; стандартные электромоторы и домашнее электрооборудование; измерительные приборы; двигатели внутреннего сгорания; строительное и сельскохозяйственное оборудование; железнодорожный подвижной состав; индустриальное оборудова­ние и др.

Радиально-упорные шариковые подшипники (Angular contact ball bearings). Углы контакта шариков обычно 15°, 30° и 40°. Подшипники с меньшими углами контакта предпочтительны при высоких скоростях вращения; подшипники с большими углами контакта обладают лучшим сопротивлением осевым нагрузкам. Выпуска­ются однорядные, однорядные спаренные и двухрядные подшипники. Однорядные подшипники воспринимают радиальные нагрузки и осевые нагрузки в одном на­правлении; спаренные и двухрядные подшипники воспринимают осевые нагрузки в двух направлениях. Эти подшипники применяются для высокоточных и высоко­скоростных узлов. Главные применения однорядных подшипников: инструменталь­ные шпиндели; высокочастотные электромоторы; газовые турбины; центробежные сепараторы; передние колеса малолитражных легковых автомобилей; оси шестерен дифференциалов. Главные применения двухрядных подшипников: гидравлические насосы; воздушные компрессоры; воздуходувки Рутса; трансмиссии; топливные насосы; печатное оборудование.

Шариковые подшипники с контактом в 4 точках (Four-point contact ball bearings). Эти подшипники могут заменить спаренные радиально-упорные шариковые под­шипники. Они воспринимают радиальные нагрузки и осевые нагрузки в двух направлениях и используются в случаях высоких осевых нагрузок. Главные при­менения: трансмиссии и приводные валы мотоциклов; трансмиссии и рули авто­мобилей.

Самоустанавливающиеся шариковые подшипники (Self-aligning ball bearings). Дорожка качения наружных колец имеет сферическую форму и позволяет этим подшипникам самоустанавливаться, компенсируя прогиб вала или несоосность корпусов подшипников. Главные применения: трансмиссионные валы деревообра­батывающих станков и крутильных машин; опорные корпуса подшипников.

Роликовые подшипники (Cylindrical roller bearings). Эти подшипники имеют линейный контакт между роликами и дорожками качения и предназначены для работы при тяжелых радиальных нагрузках и ударных нагрузках, а также при вы­соких скоростях. Некоторые конструкции могут свободно перемещаться в осевом направлении и используются для компенсации температурного расширения валов, а также устанавливаются на свободном конце вала для компенсации осевых по­грешностей при сборке. Главные применения: большие и средние электромоторы; генераторы; двигатели внутреннего сгорания; газовые турбины; инструментальные шпиндели; редукторы и другое промышленное оборудование.

Игольчатые подшипники (Needle roller bearings). Эти подшипники имеют кольца минимального сечения и занимают минимальное пространство. Они обладают высокой стойкостью к радиальным нагрузкам. Игольчатые подшипники без вну­треннего кольца используют закаленные и шлифованные валы в качестве дорожек качения. Главные применения: автомобильные двигатели; трансмиссии; насосы; тельферы; мостовые краны; компрессоры.

Радиально-упорные роликовые подшипники (Tapered roller bearings). Тела ка­чения этих подшипников выполнены в форме конических роликов, дорожки качения также имеют коническую форму, при этом вершины конусов совпадают. Выпускаются однорядные, двухрядные и четырехрядные подшипники. Одноряд­ные подшипники воспринимают радиальные нагрузки и осевые нагрузки в одном направлении; двухрядные подшипники воспринимают радиальные нагрузки и осе­вые нагрузки в двух направлениях. Эти подшипники используются для работы в условиях тяжелых или ударных нагрузок. При увеличении угла конусности воз­растает сопротивление осевым нагрузкам. Главные применения: передние и задние колеса, трансмиссии, шестерни дифференциалов автомобилей; инструментальные шпиндели; строительные и крупные сельскохозяйственные машины; редукционные шестерни тепловозов; ролики и редукторы прокатных станов и др.

Самоустанавливающиеся роликовые подшипники (Spherical roller bearings). Тела качения этих подшипников выполнены в форме бочкообразных роликов, внутрен­нее кольцо имеет две дорожки качения, а дорожка качения наружного кольца вы­полнена в форме сферы, причем центр этой сферы находится в центре подшипника. Подшипники такой конструкции имеют способность самоустанавливаться, ком­пенсируя изгиб валов и несоосность при монтаже. Эти подшипники воспринимают радиальные и осевые нагрузки в двух направлениях и хорошо подходят для работы в условиях тяжелых и ударных нагрузок. Главные применения: бумагоделательные машины; промышленные редукторы; железнодорожные колесные подшипники; шестерни прокатных станов; дробилки; сита; печатное оборудование; деревообра­батывающее оборудование; опорные корпуса подшипников.

Упорные шариковые подшипники (Thrust ball bearings). Кольца этих подшип­ников выполнены в виде шайб с дорожками качения для шариков, заключенных в сепараторы. Существуют два типа упорных подшипников: односторонние, для восприятия осевых нагрузок в одном направлении, и двухсторонние, для восприя­тия осевых нагрузок в двух направлениях. Упорные подшипники совершенно не воспринимают радиальные нагрузки. Кольца подшипников, монтируемые на валу, называются кольцами вала или внутренними кольцами; кольца, монтируемые на корпусе, называются наружными кольцами. При монтаже двухсторонних подшип­ников центральное кольцо монтируется на валу. Некоторые упорные подшипники имеют наружные кольца со сферической наружной поверхностью, что обеспечи­вает самоустанавливаемость подшипника и компенсирует погрешности монтажа. Главные применения: шпиндели станков и инструмента.

Упорные подшипники с цилиндрическими роликами (Cylindrical roller thrust bearings). Тела качения этих подшипников выполнены в виде цилиндрических роликов, заключенных в сепараторы. Подшипники одностороннего типа и вос­принимают осевые нагрузки в одном направлении, причем нагрузка равномерно распределяется по поверхности дорожки качения. Радиальные нагрузки не вос­принимаются. Эти подшипники обладают высокой осевой жесткостью и воспринимают высокие осевые нагрузки. Главные применения: нефтяные качалки; металлургическое оборудование.

Упорные подшипники со сферическими роликами (Spherical thrust roller bearings). Тела качения этих подшипников выполнены в виде бочкообразных роликов и уста­новлены под определенным углом к оси подшипника, а дорожки качения наружных и внутренних колец имеют коническую форму; вершины конусов совпадают на оси подшипника. Такая конструкция обеспечивает самоустанавливаемость подшипни­ка на валу и позволяет компенсировать небольшой наклон вала. Эти подшипники воспринимают большие осевые нагрузки и могут воспринимать небольшие ради­альные нагрузки. Главные применения: гидрогенераторы; вертикальные электро­моторы; корабельные гребные винты; машины толкающего типа; машины литья под давлением; кран-балки.

Упорные подшипники с коническими роликами (Tapered roller thrust bearings). Тела качения этих подшипников выполнены в виде конических роликов, кольца подшипников выполнены в виде шайб с коническими дорожками качения, причем вершины конусов совпадают в центре подшипника. Подшипники одностороннего типа воспринимают осевые нагрузки в одном направлении, подшипники двухсто­роннего типа могут воспринимать осевые нагрузки в двух направлениях. Главные применения: крюки подъемных кранов; нефтяные качалки; шейки валов прокатных станов.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru