Смазка
подшипников качения
Смазка – один из важнейших факторов
правильной эксплуатации подшипников качения, выбор типа смазки и метода смазывания самым существенным
образом влияет на срок службы подшипников.
Функции
смазывания:
- смазать
каждый элемент подшипника и понизить трение и износ;
- охладить подшипник, так как в процессе работы подшипник
нагревается вследствие
трения и других факторов;
- тонкая масляная пленка
предохраняет подшипник от усталостного износа;
- предотвратить коррозию
и загрязнение подшипника.
Существует два основных типа
смазывания подшипников: смазывание жидким маслом и смазывание консистентными смазками.
Сравнение типов смазки подшипников качения
Фактор |
Консистентная
смазка |
Жидкое
масло |
Смазывающие устройства |
Простые |
Сравнительно сложные
и требуют ухода |
Смазывающая способность |
Хорошая |
Превосходная |
Скорость вращения подшипника |
Низкая и средняя |
Высокая |
Замена смазки |
Сравнительно сложная |
Легкая |
Срок службы смазки |
Относительно короткий |
Долгий |
Охлаждающий эффект |
Нет охлаждающего эффекта |
Хороший
(необходима циркуляция масла) |
Фильтрация от загрязнений |
Трудная |
Легкая |
Смазывание
консистентными смазками. Смазывание подшипников качения консистентными смазками
широко применяется по двум причинам:
а) относительно
простые смазочные устройства;
б) в течение долгого срока не требуется замена смазки
после того, как смазка была заложена в подшипниковый узел.
Существует два метода смазывания:
а) смазка закладывается в защищенный подшипник при его
изготовлении;
б) регулярное добавление и замена смазки.
В общем случае, смазкой заполняется от трети до половины внутреннего
пространства узла. При закладывании слишком большого количества смазки есть
опасность нагрева подшипника. Если подшипник работает при очень низких
скоростях, возможно его заполнение полностью или на
две трети для того, чтобы предотвратить попадание посторонних загрязнений. При
замене смазки желательно закладывать ту марку смазки, которая была
первоначально использована. Необходимо закладывать чистую смазку и следить,
чтобы в нее не попала грязь или другие посторонние примеси. Методы замены
смазки зависят от конструкции подшипникового узла.
Смазывание жидким маслом. Жидкое масло применяется при высоких
скоростях и высоких температурах работы и эффективно для понижения шума и
вибрации. Смазка жидким маслом применяется в случаях, когда консистентные
смазки не эффективны.
Методы смазывания подшипников жидким
маслом
Масляная
ванна |
- Простейший
метод подачи смазки в подшипник. - Подходит для
низких и средних скоростей вращения. - Для
горизонтальных валов нижний шарик должен быть
погружен в масло на 30%. - Для
вертикальных валов подшипник должен быть погружен в масло на 70-80%. -
Рекомендуется использовать магнитную пробку для
улавливания частиц железа. - Необходимо
использовать указатель уровня масла. |
|
Капельная
смазка |
- Капли масла из капельницы попадают внутрь корпуса и под действием вращающихся деталей образуется масляный
туман. Этот метод имеет также охлаждающий эффект. - Подходит для
относительно высоких скоростей вращения и средних нагрузок. - В среднем,
требуется подача до 5-6 капель в минуту. - Необходимо
предотвращать накопление большого количества масла на дне корпуса. |
|
Разбрызгивание
масла |
- Этот метод требует наличия шестерни или другой лопастной детали на валу, погруженной в масляную ванну, для создания масляных брызг. Этот метод обеспечивает подачу масла к подшипникам, расположенным вне масляной
ванны. - Подходит для
относительно высоких скоростей вращения. - Необходимо
обеспечить уровень масла в ванне в определенных пределах. - Рекомендуется использовать магнитную пробку. |
|
Принудительная циркуляция масла |
- Для этого метода необходима система принудительной циркуляции масла с фильтрацией и охлаждением. Масло насосом подается внутрь подшипника и охлаждает его. - Метод широко используется при высоких скоростях и высоких
температурах работы подшипников. - Рекомендуется, чтобы трубопровод отвода масла имел в два раза более толстые стенки, чем трубопровод подачи масла,
чтобы избежать излишнего скопления масла в корпусе. |
|
Струйная
смазка |
- Этот метод использует сопло для создания струи масла с постоянным давлением (10-50 н/кв.см). Обеспечивается
высокоэффективное охлаждение подшипников. - Подходит для
высоких скоростей и тяжелых нагрузок. - Сопло диаметром 0,5-2 мм располагается на расстоянии 5-10 мм от подшипника. При выделении большого
количества тепла применяют от 2 до 4 сопел. |
|
Смазка
масляным туманом |
- Для этого метода необходим специальный генератор сухого масляного тумана; сухой масляный туман непрерывно подается в узел подачи масла, где он преобразуется во влажный туман с помощью сопла, установленного на корпусе, и
разбрызгивается на подшипник. - Этот метод
позволяет создать минимально необходимую масляную пленку на подшипнике. - Преимущества: предотвращается загрязнение масла, увеличивается срок службы подшипника, снижается потребление масла, упрощается
уход за подшипником. Шлифовальный
станок |
|
Смазывание масло-воздушной смесью |
- Пропорциональный насос подает небольшое количество масла, которое смешивается со сжатым воздухом в смесительном клапане. Эта смесь
непрерывно попадает к подшипникам. - Этот метод
обеспечивает количественный контроль за предельно малыми количествами масла,
постоянно обновляя масляную пленку. - Подходит для
высокоскоростных шпинделей станков. - Сжатый воздух и масло при поступлении в шпиндель увеличивают атмосферное давление в нем и предотвращают загрязнение шпинделя пылью,
жидкостями и др. |
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов