Справочные данные по деталям машин

 

Главная

 

Соединения деталей из древесины и древесных материалов (по ГОСТ 9330-76 в ред. 1992 г.)

 

Стандарт распространяется на основные шиповые соединения деталей из древесины и устанавливает их типы и размеры.

Типы основных соединений деталей из древесины (табл. 111 - 114) имеют следующие условные обозначения:

УК - угловое концевое; УЯ - угловое ящичное; УС - угловое серединное; К - по кромке; Ду - по длине на "ус".

Примечания  к табл. 111 и 112.

1. Угловые соединения (концевые и сере­динные) допускается выполнять с фасками и фальцами, размеры которых соответствуют стандартизованному дереворежущему  инстру­менту.

2. Допускается подсечка заплечников под углом 45°.

3. Дно паза может быть плоским или дру­гой формы в зависимости от формы присое­диняемой детали.

 

111. Типы и размеры угловых концевых соединений деталей из древесины

 

Типы соединений

Условные обозначения, схемы и размеры соединений

 

 

 

На шип открытый сквозной

одинарный:

УК-1

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_26.gif

S1=0,4S0
S2=0,5(S0-S1)

 

 

 

На шип открытый сквозной

двойной:

УК-2

 http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_27.gif

S1= S2 = S3 = 0,20S0
 S2=0,5[S0 -(2S1+S3)]

 

 

 

На шип открытый сквозной

тройной:

УК-3

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_28.gif

S1= S3 =0,14S0
S2=0,15S0

 

 

 

 

На шип с полупотемком

несквозной:

УК-4
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_29.gif
S1=0,4S0
l = (0,5-0,8)B; h=0,7B1
S2=0,5(S0-S1)
l = (0,3-0,6)l1

 

 

 

 

На шип с полупотемком

сквозной:

УК-5
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_30.gif
 S1=0,4S0
l = 0,5B; h=0,6B1
S2=0,5(S0-S1)

 

 

 

 

На шип с потемком

несквозной:

УК-6
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_31.gif
S1=0,4S0
l = (0,5-0,8)B; h=0,7B1
S2=0,5(S0-S1)
b -
не менее 2мм

 

 

 

На шип с потемком

сквозной:

УК-7
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_32.gif
S1=0,4S0
l = 0,5B; h=0,6B1
S2=0,5(S0-S1)

 

 

 

 

На шипы круглые вставные (шканты)

несквозные и сквозные:

УК-8
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_33.gif
S1=0,4S0;

l - длина шканта (2,5 -6)d
l1 более l на 2-3 мм

 

 

 

На ус со вставными круглыми шипами

 (шкантами) несквозные:

УК-9
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_34.gif
d=0,4S0; l - длина шканта (2,5 -6)d
l1 более l на 2-3 мм
Д
опускается применять сквозные шканты

 

 

 

 

На ус со вставным плоским шипом

несквозной:

УК-10
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_35.gif
S1=0,4S0;
 Для деталей толщиной до 10 мм
S1=2-3 мм; l=(1-1,2)B; b=0,75B
Д
опускается соединение деталей на "ус" двойным

вставным шипом, при этом S1=0,2S0;

 

 

 

 

На ус со вставным плоским шипом

сквозной:

УК-11
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_36.gif
S1=0,4S0;
 Для деталей толщиной до 10 мм
S1=2-3 мм; l=(1-1,2)B;
Допускается соединение деталей на "ус" двойным

вставным шипом, при этом S1=0,2S0;

 

 

 

 

 

Зубчатое

УК-12
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_37.gif

Длина зубчатого 
шипа L

Шаг шипа t

Затупление b

50
32
20
10
5

12,00
8,00
6,00
3,50
1,75

2,0
1,0
1,0
0,5
0,2

Примечания:

1. Расчетные толщины шипов и диаметров шкантов соединений ти­пов УК округляют до ближайшего размера: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20 и 25мм.

2. В соединениях типов УК-1 - УК-7 значение величины S2 установлены для симметрич­ного расположения шипов. При несимметричном расположении шипов величину S2 устанав­ливают в зависимости от назначения и конструкции изделия.

При различных толщинах соединяемых деталей S1 назначают в зависимости от толщины с шипом.

3. В соединениях типов УК-1 - УК-3 и УК-7 допускается дополнительное крепление со­единения нагелем на клею, а угол принимают в зависимости от конструкции изделия.

 

112. Типы и размеры угловых серединных соединений деталей из древесины

                                                                                                                                                                                          

Типы соединений

Условные обозначения, схемы и размеры соединений

 

 

На шип одинарный

несквозной:

УС -1
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_38.gif

 

 

На шип одинарный

несквозной в паз:

УС -2
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_39.gif

 

 

 

 

На шип одинарный

сквозной:

УС -3
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_40.gif
S1=0,4S0
S2=0,5(S0-S1): b не менее 2 мм
l1 = (0,3-0,8)B; l2 = (0,2-0,3)B1
В
соединениях типов УС-1, УС-2
допускается двойной шип, при этом
S1=0,2S0, R соответствует радиусу фрезы

 

 

 

На шип двойной

сквозной:

УС -4
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_41.gif

S1= S2 = S3 = 0,20S0
 S2=0,5[S0 -(2S1+S3)]

 

 

 

В паз и гребень

несквозной:

УС -5
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_42.gif
S1=(0,4-0,5)S0
l1 = (0,3-0,8)S; S2=0,5(S0-S1)
b
не менее 2 мм

 

 

 

В паз

несквозной:

УС -6
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_43.gif
l1 = (0,3-0,8)S0; b не менее 1 мм

 

 

 

На шипы круглые вставные

(шканты) несквозные:

УС -7
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_44.gif
d=0,4S0; l = (2,5 -6)d
l1 более l на 2-3 мм
Д
опускается применять сквозные шканты

 

 

 

 

 

На шип "ласточкин хвост"

несквозной:

УС -8
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_45.gif
l = (0,3 -0,5)B1
S1 = 0,85S0
полученный размер округляют до
ближайшего диаметра фрезы 13;14;15;16;17 мм,

и не менее S0

Примечания:

1. Расчетные толщины шипов и диаметры шкантов соединений ти­пов УС округляют до ближайшего размера 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20 и 25мм, а угол устанавливают в зависимости от конструкции изделия.

2. В соединениях типов УС-1 - УС-4 значение величины S2 установлены для симметрич­ного расположения шипов. При несимметричном расположении шипов величину S2 устанав­ливают в зависимости от назначения и конструкции изделия.

 

113. Типы и размеры угловых ящичных соединений (УЯ) деталей из древесины

 

Типы соединений

Условные обозначения, схемы и размеры соединений

 

 

 

На шип прямой

открытый:

УЯ -1
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_46.gif
S1=  S3 = 6;8;10;12;14;18
мм
l = S0;  S2
не менее  0,3S0

 

 

 

 

На шип "ласточкин хвост"

открытый:

УЯ -2
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_47.gif
S1 = 0,85S0
полученный размер округляют до
ближайшего диаметра фрезы 13;14;15;16;17 мм
S2 не менее  0,75S0 ; S3 = (0,85 -3)S0; l=S0;
a=100
Д
опускается соединение на шип
"ласточкин хвост" в полупотай

 

 

 

 

На шип круглый вставной (шкант)

открытый:

УЯ -3
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_48.gif
 d = 0,4S0
полученный диаметр шкантов округляют до
ближайшего диаметра фрезы 4; 6; 8; 10; 12; 16; 20 и 25 мм
l = (2,5 -6)d; l1 более l на 1-2 мм; b=от 0 до dmin

 

114. Типы и размеры соединений по кромке (К) деталей из древесины

 

Типы соединений

Условные обозначения, схемы и размеры соединений

 

 

 

 

На рейку:

K-1
http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_49.gif
l = 20 -30 мм; l1 более l на 2-3 мм; S1=0,4S0
(для реек из древесины) S1=0,25S0 (для реек из фанеры)
Размер S1 округляют до ближайшего размера
пазовой дисковой фрезы: 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 и 20 мм.
Допускаются на кромках одно- и двухсторонние фаски

 

 

 

 

 

 

В четверть:

К-2

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_50.gif

h = S0/2 - 0,5мм.

Допускаются на кромках одно- и двухсторонние фаски

мм

S0

b

От 12 до 15 вкл.

6

Св. 15 » 20 »

8

» 20 » 30 »

10

» 30

16

Допускается в соединении деталей платформ грузовых автомобилей и прицепов

при S0 свыше 30мм глубина четверти b = 8мм

 

 

 

 

 

 

В паз и гребень

прямоугольный:

К-3

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_51.gif

r = от 1 до 2мм; l1 более l на 1 - 2мм

мм

S0

S1

l

От 10 до 12 вкл.

4

6

Св. 12 » 19 »

6

6

» 19 » 25 »

8

8

» 25 » 29 »

10

10

» 29 » 40 »

12

12

Допускается на кромках одно- и двухсторонние фаски. Для тары, включая специальную,

допускается при S0 = 22мм, S1 = 6мм, l = 6мм. Допускается формирование соединения 6eз

заоваливания радиусом r углов гребня и паза

 

 

 

В паз и гребень

прямоугольный:

К-4

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_52.gif

S0

S

S1

l

l1

b

b1

28

6

7

6

7

15

14

36

9

10

6

7

17

16

 

 

 

 

 

 

 

В паз и гребень

трапецеидальный:

К-5

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_53.gif

S0

S1

l

l1

r

12- 13

5,5

7

8

1,5

15- 16

6,5

8

9

2

20 - 22

8,5

10

11

2

25

9,0

10

11

2

30 - 35

11,5

12

13

3

40 - 45

14,5

12

15

3

50 - 60

16,5

12

15

3

Допускается на кромках одно- и двухсторонние фаски. В соединении деталей платформ

грузовых автомобилей и прицепов при S0 свыше 30мм допускается l = 7мм.

Допускается формирование соединения

без заоваливания радиусом r углов гребня и паза

 

 

На гладкую фугу:

K-6

 http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_54.gif

 

 

 

 

В паз и гребень

прямоугольный:

K-7

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_55.gif

S0

S1

l

l1

b

16

6

6

6,5

5

27

6

6

7

10,5

 

Соединение деталей по длине на зубчатый шил должно соответствовать требованиям ГОСТ 19414-90.

Соединение деталей по длине на "ус" (Ду) должно соответствовать требованиям, указан­ным на рис. 8.

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_56.gif

где L = 8S0

Рис. 8

 

В деталях, требующих повышенной проч­ности, длину усового соединения L устанавли­вают (10 - 12)S0.

Точность изготовления элементов и мето­ды испытания соединений указаны в рекомен­дуемом приложении.

Величина отклонений от номинальных размеров шиповых соединений деталей из древесины устанавливается в нормативно-технической документации на конкретные изделия и должна соответствовать требованиям ГОСТ 6449.1-82 и ГОСТ 6449.3-82.

 

Прочность соединений деревянных деталей

 

Наибольшая прочность клеевых соедине­нии деревянных деталей достигается при точ­ности изготовления элементов соединения (толщина и ширина гнезда), обеспечивающей в период сборки натяг от 0 до 0,3мм. Нижний предел от 0 до 0,2мм принимают для шипов из древесины твердых лиственных пород, а верхний предел от 0,1 до 0,3мм - для шипов из древесины хвойных и мягких лиственных пород.

Прочность угловых концевых и ящичных соединений (УК, УЯ) испытывают по схеме, указанной в ГОСТ 23166—78. Предел прочно­сти вычисляют с погрешностью не более 0,001 МПа по формуле

σ = P·100/(BS),

где Р - максимальная нагрузка при разруше­нии образца, Н; В - ширина бруска, м; S -толщина бруска, м.

Прочность клеевого соединения на глад­кую фугу при скалывании вдоль волокон ис­пытывают по ГОСТ 15613.1-84.

Прочность соединений деталей по длине на "ус" испытывают на растяжение по ГОСТ 15613.5-79, при этом длина образца должна быть не менее 500мм.

Испытания на статический изгиб проводят по ГОСТ 15613.4-78.

Прочность соединений типов УК и УС, используемых в конструкциях с горизонталь­ным расположением элементов и вертикаль­ным направлением действия нагрузок, испы­тывают по схеме, указанной на рис. 9.

http://spravconstr.ru/html/v1/pages/chapter5/images/ckm64_57.gif

Рис. 9

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru