Валы.
Определение
реакций опор и изгибающих моментов
При расчете вал принимают за балку, лежащую на шарнирных опорах. Эта расчетная схема точно соответствует действительному положению только для валов на подшипниках качения, установленных по одному или по два в опоре; при двух подшипниках должна быть обеспечена самоустанавливаемость опоры; например, установкой конических роликоподшипников вершинами роликов в разные стороны.
Для других опор такую расчетную схему можно применять как приближенную. При длинных несамоустанавливающихся подшипниках скольжения, расположенных по концам вала, равнодействующую реакции подшипника следует предполагать приложенной к точке, отстоящей от его кромки со стороны пролета на 1/3—1/4 длины подшипника.
При расчете валов, вращающихся в длинных подшипниках скольжения (l/d = 3), расчетная схема приближается к схеме балки с заделанными концами.
В табл. 8 и на рис. 12 приведены формулы для определения реакций опор и изгибающих моментов двухопорных валов с характерными случаями нагружения.
8.
Определение реакций в опорах
1. А = А1 + А2 + А3, В = В1 + В2 + В3 (алгебраическая сумма).
2. Если приложенная сила Qn имеет направление, обратное указанному на рисунке, то реакции в опоре А// и В// меняют знак на обратный.
3. Qn = Аn + Вn (для проверки).
Приложенная сила |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
|||
Реакция опор |
+ A1 |
+ B1 |
+ A2 |
+ B2 |
- A3 |
+ B3 |
Формула |
(b/l)Q1 |
(a/l)Q1 |
A2 = B2
= Q2/2 |
(c/L) Q3 |
(L/l) Q3 |
|
Рис.
12. Определение реакций опор и изгибающих моментов двухопорных валов с
приведенными случаями нагружения
Диаметр вала можно найти по табл. 10, зная изгибающий и вращающий моменты. Табл. 10 составлена по формуле
При этом [σиз] взяты из табл. 9 с учетом максимальной концентрации напряжений. Материал: сталь 40Х улучшенная, для стали 45 улучшенной табличные значения умножают на коэффициент 0,94; для закаленных сталей 40Х и 40ХН табличные значения умножают на коэффициент 1,25.
9.
Допускаемые напряжения [σиз|*, МПа,
для стальных валов
В таблице обозначено: σв - предел прочности при растяжении; σт - предел текучести; σ-1 -предел выносливости.
При составлении таблицы принято:
1) коэффициент безопасности, равный 1,3;
2) уменьшение предела выносливости, определенного на малых образцах, для валов d = 30мм составляет = 15-20% , для валов d = 50мм – 25-30% и для валов d = 100мм – 35-40% (меньшие значения относятся к ступенчатым валам из твердых легированных сталей, большие - к валам с насаженными деталями из более мягких сталей);
3) допускаемые напряжения при изгибе соответствуют спокойной работе (коэффициент динамичности равен единице).
Для валов, работающих с резко переменным режимом, при расчете по максимальной нагрузке, когда коэффициент долговечности меньше единицы, допускаемые напряжения следует соответственно понизить. Допускаемые напряжения можно повысить, увеличив прочность вала технологическими или конструктивными мероприятиями: местными упрочнениями, увеличением радиусов выкружек, применением разгрузочных канавок на ступицах сидящих деталей и т.п.
Источники концентрации напряжении |
Диаметр вала d, мм |
Стали и термическая обработка |
||||
35, нормализованная, σв=20...650МПа; σт
≥300МПа; σ-1 ≈250 МПа |
45, нормализованная, σв 600...750МПа; σт
≥ 340МПа; σ-1 ≈ 280 МПа |
45, улучшенная, σв=750...900МПа; σт=420…520МПа; σ-1 ≈ 350 МПа |
40Х, улучшенная, σв=800...1000МПа; σт
=600...800МПа; σ-1 ≈ 400МПа |
40Х, закаленная до 35...42 HRC; σв=1100...1300МПа; σт
= 900МПа; σ-1 = 500МПа |
||
Насаженная на вал деталь (зубчатое колесо, шкив) с острыми кромками |
30 |
70 |
75 |
85 |
90 |
95 |
50 |
65 |
70 |
80 |
85 |
90 |
|
100 |
60 |
65 |
75 |
80 |
85 |
|
Насаженное на вал кольцо подшипника качения |
30 |
90 |
100 |
115 |
120 |
130 |
50 |
85 |
95 |
105 |
110 |
120 |
|
100 |
75 |
85 |
100 |
100 |
110 |
|
Вал ступенчатой формы с острыми внутренними углами при D/d ≤ 1,2 |
30 |
80 |
90 |
105 |
116 |
115 |
50 |
70 |
80 |
90 |
95 |
100 |
|
100 |
60 |
70 |
80 |
85 |
90 |
|
Вал ступенчатой формы со скругленными внутренними углами при r/D = 0,05; D/d≤ 1,2 |
30 |
110 |
115 |
135 |
140 |
150 |
50 |
95 |
100 |
115 |
120 |
130 |
|
100 |
85 |
90 |
100 |
105 |
110 |
* В таблице приведены допускаемые напряжения при изгибе в случае отсутствия кручения, но их можно применять и для расчета на сложное сопротивление по результирующему моменту, который можно определять по формуле
10.
Диаметр вала d из расчета на усталость при одновременном действии изгибающего и
вращающего моментов
d, мм |
Допускаемый изгибающий момент, кНс·см, при Т/Ми |
||||||||||||
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
4,5 |
5 |
5,5 |
6 |
|
17 |
4,62 |
4,19 |
3,67 |
3,12 |
2,64 |
2,26 |
1,97 |
1,73 |
1,54 |
1,39 |
1,26 |
1,16 |
1,07 |
20 |
7,2 |
6,82 |
5,98 |
5,07 |
4,30 |
3,69 |
3,20 |
2,82 |
2,51 |
2,26 |
2,06 |
1,88 |
1,74 |
22 |
9,68 |
9,08 |
7,96 |
6,75 |
5,73 |
4,91 |
4,26 |
3,75 |
3,35 |
3,01 |
2,74 |
2,51 |
2,31 |
25 |
14,1 |
13,3 |
11,7 |
9,91 |
8,40 |
7,20 |
6,26 |
5,51 |
4,91 |
4,42 |
4,02 |
3,68 |
3,39 |
28 |
19,8 |
18,7 |
15,4 |
13,9 |
11,8 |
10,1 |
8,79 |
7,74 |
6,90 |
6,21 |
5,65 |
5,17 |
4,76 |
30 |
24,3 |
23,0 |
20,2 |
17,1 |
14,5 |
12,4 |
10,8 |
9,52 |
8,48 |
7,64 |
6,94 |
6,36 |
5,86 |
32 |
27,8 |
26,4 |
23,1 |
19,6 |
16,6 |
14,3 |
12,4 |
10,9 |
9,72 |
8,76 |
7,96 |
7,28 |
6,7 |
35 |
36,4 |
34,5 |
30,3 |
25,7 |
21,8 |
18,7 |
16,2 |
14,3 |
12,7 |
11,5 |
10,4 |
9,53 |
8,79 |
40 |
54,4 |
51,6 |
45,2 |
38,3 |
32,5 |
27,8 |
24,2 |
21,3 |
19,0 |
17,1 |
15,5 |
14,2 |
13,1 |
42 |
63,0 |
59,7 |
52,3 |
44,4 |
37,6 |
32,2 |
28,0 |
24,7 |
22,0 |
19,8 |
18,0 |
16,5 |
15,2 |
45 |
77,5 |
73,4 |
64,3 |
54,6 |
46,3 |
39,7 |
34,5 |
30,3 |
27,0 |
24,4 |
22,1 |
20,3 |
18,7 |
50 |
106 |
101 |
88,2 |
74,8 |
63,5 |
54,4 |
47,3 |
41,6 |
37,1 |
33,4 |
30,3 |
27,8 |
25,6 |
52 |
112 |
107 |
93,4 |
79,3 |
67,2 |
57,6 |
50,1 |
44,1 |
39,3 |
35,4 |
32,1 |
29,4 |
27,1 |
55 |
133 |
126 |
110 |
93,8 |
79,6 |
68,1 |
59,2 |
52,1 |
46,5 |
41,8 |
38,0 |
34,8 |
32,1 |
60 |
173 |
164 |
143 |
122 |
103 |
88,5 |
76,9 |
67,7 |
60,3 |
54,3 |
49,4 |
45,2 |
41,7 |
62 |
191 |
181 |
158 |
134 |
114 |
97,6 |
84,9 |
74,7 |
66,6 |
60,0 |
54,5 |
49,9 |
46,0 |
65 |
220 |
208 |
182 |
155 |
131 |
112 |
97,8 |
86,1 |
76,7 |
69,1 |
62,8 |
57,5 |
53,0 |
70 |
274 |
260 |
228 |
193 |
164 |
140 |
122 |
107 |
95,8 |
86,3 |
78,4 |
71,8 |
66,2 |
72 |
299 |
283 |
248 |
210 |
178 |
153 |
133 |
117 |
104 |
93,9 |
85,3 |
78,1 |
72,0 |
75 |
337 |
320 |
280 |
238 |
202 |
173 |
150 |
132 |
118 |
106 |
96,4 |
88,3 |
81,4 |
80 |
410 |
388 |
340 |
289 |
245 |
210 |
182 |
160 |
143 |
129 |
117 |
107 |
98,8 |
85 |
491 |
466 |
408 |
346 |
294 |
252 |
219 |
192 |
171 |
154 |
140 |
128 |
118 |
90 |
583 |
553 |
484 |
411 |
349 |
299 |
259 |
228 |
204 |
183 |
167 |
152 |
141 |
95 |
686 |
650 |
570 |
483 |
410 |
351 |
305 |
269 |
239 |
216 |
196 |
179 |
165 |
100 |
800 |
758 |
664 |
564 |
478 |
410 |
356 |
313 |
279 |
252 |
229 |
209 |
193 |
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов