Статическая
грузоподъемность и статическая эквивалентная нагрузка для подшипников качения.
Общие
сведения, основные определения
Методы расчета базовой статической
грузоподъемности и статической эквивалентной нагрузки для подшипников качения
установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 18854-94 (ИСО 76-87).
При статическом нагружении повреждения
подшипников проявляются в виде смятия рабочих поверхностей.
Приводимые в ГОСТ 18854-94 формулы и
коэффициенты для расчета базовой статической расчетной грузоподъемности основаны
на принятых в качестве расчетных значениях контактных напряжений.
В ГОСТ 18854-94 применяют следующие термины
и определения в соответствии со стандартом ИСО 5593-84.
Статическая нагрузка - нагрузка, действующая
на подшипник, кольца которого не вращаются относительно друг друга.
Базовая статическая радиальная грузоподъемность
С0Г - статическая радиальная нагрузка, которая соответствует расчетным
контактным напряжениям в центре наиболее тяжело нагруженной зоны контакта тела
качения и дорожки качения подшипника, равным:
4600 МПа - для радиальных шариковых
самоустанавливающихся подшипников;
4200 МПа - для всех других типов радиальных
и радиально-упорных шариковых подшипников;
4000 МПа - для всех типов радиальных и
радиально-упорных роликовых подшипников.
Возникающая при этих контактных напряжениях
общая остаточная деформация тела качения и дорожки качения приблизительно
равна 0,0001 диаметра тела качения.
Для однорядных радиально-упорных подшипников
радиальная грузоподъемность соответствует радиальной составляющей нагрузки,
вызывающей чисто радиальное смешение подшипниковых колец относительно друг
друга.
Базовая статическая осевая грузоподъемность С - статическая центральная осевая нагрузка, которая
соответствует расчетным контактным напряжениям в центре наиболее тяжело
нагруженной зоны контакта тела качения и дорожки качения подшипника, равным:
4200МПа - для упорных и упорно-радиальных
шариковых подшипников;
42000МПа - для всех упорных и
упорно-радиальных роликовых подшипников. Возникающая при этих контактных напряжениях
общая остаточная деформация тела качения и дорожки качения приблизительно
равна 0,0001 диаметра тела качения.
Статическая эквивалентная радиальная нагрузка
Роr - статическая
радиальная нагрузка, которая должна вызвать такие же контактные напряжения в
наиболее тяжело нагруженной зоне контакта тела качения и дорожки качения
подшипника, как и в условиях действительного нагружения.
Статическая эквивалентная осевая нагрузка Роа - статическая центральная осевая нагрузка,
которая должна вызвать такие же контактные напряжения в наиболее тяжело
нагруженной зоне контакта тела качения и дорожки качения подшипника, как и в условиях
действительного нагружения.
Диаметр ролика (для расчета грузоподъемности)
Dwe - диаметр ролика в среднем сечении.
Для конического ролика диаметр для расчета грузоподъемности равен среднему
значению диаметров в теоретических точках пересечения поверхности качения с
большим и малым торцами ролика. Для асимметричного бочкообразного ролика
диаметр Dwe равен диаметру в точке контакта
бочкообразного ролика с дорожкой качения кольца подшипника без бортика при
нулевой нагрузке.
Длина ролика (для расчета грузоподъемности) Lwe - наибольшая теоретическая длина контакта
ролика и той дорожки качения, где контакт является самым коротким. За длину
контакта принимают расстояние между теоретическими точками пересечения
поверхности качения и торцами ролика, за вычетом фасок ролика, или ширину
дорожки качения, за вычетом галтелей (проточек). При этом выбирают меньшее
значение.
Номинальный угол контакта а - угол между
радиальным направлением и прямой линией, проходящей через точки контакта тел
качения и колец в осевом сечении подшипника. Для дорожки качения с прямолинейной
образующей - угол между радиальным направлением и линией, перпендикулярной к
образующей дорожки качения наружного кольца.
Диаметр окружности центров тел качения Dpw. Диаметр окружности центров набора шариков
- диаметр окружности, проходящей через центры шариков в одном ряду подшипника.
Диаметр окружности центров набора роликов - диаметр окружности, проходящей
через оси роликов в среднем сечении роликов в одном ряду подшипника.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов