Трение
в подшипниках качения
Энергетические потери в подшипники
складываются в основном из потерь на трение, возникающих вследствие
проскальзывания в местах контакта тел качения, кольцами и сепаратором, несовершенной
упругости материала тел качения и колец, механических потерь в смазочном
материале. Переходя в теплоту, эти потери вызывают повышение температуры
подшипниковых узлов. Они не являются постоянными во времени и определяются
конструкцией подшипника, режимами его работы и смазки. Мощность (Вт), расходуемая на преодоление трения в подшипнике,
где Ртp - момент трения, Н·м;
n - час вращения, об/мин.
Приближенно оценить момент трения при
действии результирующей нагрузки, превышающей 10-20% динамической
грузоподъемности, можно по формуле
где fтp
- приведенный коэффициент трения (в зависимости от условий работы и подшипника fтр = 0,001-0,02; для подшипников с пластичным
смазочным материалом значения fтр приведены
в табл. 74) - результирующая нагрузка на подшипник,
Н; d - диаметр отверстия подшипника, мм.
74.
Значения коэффициента fтр
Тип подшипника |
fтр |
Шариковый; |
|
радиальный |
0,0020 |
сферический |
0,0015 |
радиально-упорный и упорный |
0,0030 |
Роликовый; |
|
с короткими цилиндрическими роликами |
0,0020 |
с длинными цилиндрическими роликами |
0,0040 |
радиальный сферический |
0,0040 |
игольчатый |
0,0080 |
конический |
0,0080 |
При более точных расчетах момент трения
определяют как сумму составляющих Тнг от
нагрузки и Тсм от смазочного материала
Ттр = Тнг +
Тсм.
Составляющая момента трения, обусловленная
условиями нагружения,
Здесь f1 - коэффициент, зависящий
от конструкции подшипника и нагрузки. Его значения для роликовых подшипников
приведены в табл. 75.
75.
Значения коэффициента f1 для роликовых подшипников
Тип роликового подшипника |
f1 |
Радиальный с цилиндрическими роликами: |
|
с сепаратором |
0,0002-0,0004 |
без сепаратора |
0,00055 |
Радиальный сферический |
0,0001-0,0006 |
Конический |
0,0003-0,0004 |
Упорный с цилиндрическими роликами |
0,0015 |
Упорный сферический |
0,0003-0,0005 |
Для шарикоподшипников
где Ро -
статическая эквивалентная нагрузка (Р0r или Р0а); С0 - статическая грузоподъемность (С0r
или С0a). Значения коэффициентов k1 и k приведены в
табл. 76.
Условная нагрузка F1 зависит от
значения и направления нагрузки на подшипник.
76.
Значения коэффициентов k1 и k
Тип шарикового
подшипника |
Начальный угол
контакта, о |
k1 |
k |
Радиальный |
0 |
0,0007 |
0,55 |
Радиально-упорный |
26 |
0,0010 |
0,33 |
Радиально-упорный |
36 |
0,0010 |
0,33 |
Упорный |
90 |
0,0010 |
0,33 |
Cферический |
10 |
0,0003 |
0,40 |
Для шариковых подшипников F1=1,1Fа/е–0,1Fr при условии F1>Fr.
Для радиально-упорных роликоподшипников
F1=1,2Fa/e при условии
F1>Fr.
Для упорных и упорно-радиальных шарико- и
роликоподшипников
F1=Fa
Коэффициент е для радиальных и радиально-упорных
шарикоподшипников определяют по табл. 64, а для остальных - по каталогу.
Момент Тнг
доминирует в суммарном моменте трения у медленно вращающихся тяжело нагруженных
подшипников.
Составляющая момента трения, обусловленная
гидродинамическими потерями в смазочном материале, Нм:
при
при
где v - кинематическая вязкость смазочного
материала, мм/с; n - частота вращения, об/мин; Dpw
- диаметр окружности, проходящей по центрам тел качения, мм; fcм - коэффициент,
зависящий от типа подшипника и способа смазывания, табл. 77.
Кинематическую вязкость пластичных смазочных
материалов принимают по маслу, на основе которого изготовляют этот материал.
Формула справедлива для масел с плотностью около 0,9г/см3. Для роликовых
подшипников с короткими цилиндрическими роликами, работающих под действием радиальной и осевой сил, следует учитывать составляющую Тб
момента трения, обусловленную трением ролика о направляющий борт:
Ттр=Тнг+Тсм+Тб,
где Тб=fбFaDpw , а
коэффициент fб (табл. 78) зависит от
смазочного материала и конструкции подшипника.
77.
Значения коэффициента fсм
при различных способах смазывания
Тип подшипника |
Способ смазывания |
||
Масляный туман* |
Масляная ванна
или пластичный смазочный
материал |
Масляная ванна
(вертикальный вал) или
циркуляционное смазывание |
|
Шариковый: |
|
||
радиальный, сферический, упорный |
0,7-1 |
1,5-2** |
3-4 |
радиально- упорный: |
|||
однорядный |
1,7 |
3 |
6 |
двухрядный |
3 |
6 |
9 |
роликовый: |
|||
радиальный цилиндрический: |
|||
с сепаратором |
1,5-2 |
2-3 |
4-6*** |
без сепаратора |
- |
5 |
- |
радиальный сферический |
2-3 |
4-6 |
8-12 |
конический |
2-3 |
6 |
8-10 |
упорный: |
|||
цилиндрический |
- |
4 |
8 |
сферический |
- |
3-4 |
6-8 |
* Меньшие значения относятся к легким,
большие - к тяжелым размерным сериям.
** Может возрастать до 5 при пластичном
смазочном материале.
*** Может снижаться до 2 для горизонтального
вала при циркуляционном смазывании.
78.
Значения коэффициента fб
Конструктивное
исполнение радиального роликового подшипника с короткими цилиндрическими
роликами |
Смазочный
материал |
|
пластичный |
жидкий |
|
С сепаратором: с модифицированным контактом ролика с направляющим бортом обычной конструкции Без сепаратора, однорядный |
0,003 0,009 0,006 |
0,002 0,006 0,003 |
Приближенно определить момент трогания
подшипника можно по формуле
Тп=fпТнг,
где fп=4
для конических роликоподшипников с большим углом контакта: fп=8
для упорных сферических роликоподшипников; fп=2
в остальных случаях.
Изложенные методы не учитывают потери на
трение в уплотнениях закрытых подшипников, которые могут быть значительными.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов