Справочные данные по деталям машин

 

Главная

 

Отклонения расположения посадочных и опорных поверхностей вала и корпуса под подшипники качения

 

С целью ограничения взаимного пере­коса колец подшипников на чертежах за­дают допуски расположения посадочных поверхностей вала и корпуса. Перекос ко­лец могут вызвать:

- отклонения от соосности посадочных поверхностей вала и корпуса;

- отклонения от перпендикулярности опорных торцов вала и корпуса;

- деформации вала, корпуса и деталей подшипника  в работающем  узле. Допуски расположения поверхностей двух опор подшипниковых узлов задают относительно общей оси.

Общая ось - прямая, проходящая через точки пересечения осей двух посадочных поверхностей для подшипников качения с их средними сечениями. Вследствие неизбежных погрешностей общая ось, например вала, не совпадает с осью вращения заготовки при его изготовлении.

Кольцо подшипника, устанавливаемое с натягом, должно плотно прилегать торцом к опорной поверхности по всей окружности. Так как кольца обладают сравнительно небольшой жесткостью, то расположение торца подшипника при этом повторяет расположение опорного торца.

Если пренебречь погрешностями формы опорного торца, то отклонение от перпендикулярности можно контролировать по торцовому биению заплечиков (табл. 99, 100).

В ГОСТ 3325 рассмотрен простейший случай монтажа подшипников, когда торцы колец непосредственно прилегают к запле­чикам вала или корпуса. Очень часто коль­цо подшипника своим торцом упирают не в заплечик вала или корпуса, а в промежу­точную деталь: дистанционное кольцо, крышку и т.д. В этом случае нормы, ограничивающие отклонение от перпендику­лярности (табл. 99, 100), следует относить к опорному торцу детали, прилегающей к базовому торцу подшипника. Фактическое отклонение опорного торца может быть найдено в результате суммирования по­грешностей изготовления всех сопряжен­ных деталей подшипникового узла, числен­ные значения которых должны быть назна­чены как некоторая доля от обшей величи­ны допустимой погрешности. Допуски рас­положения поверхностей деталей в общем случае определяют вероятностным расчетом в зависимости от конкретной конструктив­ной схемы.

За основу при назначении допусков расположения посадочных поверхностей вала и корпуса в соответствии с ГОСТ 3325-85 принимают предельно допустимый угол θmах взаимного перекоса колец под­шипников.

Угол взаимного перекоса колец, вы­званный деформацией валов и корпусов в работающем узле θд, не должен превышать θд≤0,2θmах.

За допустимый угол θτ=τвк переко­са осей вала и корпуса от технологических погрешностей их обработки и сборки при­нимают не более половины угла θmах вза­имного перекоса колец подшипников: θτ≤θmах/2.

Угол перекоса θв, вызываемый погреш­ностями обработки вала, не должен превышать θв≤θτ/3, а угол перекоса θк, вызываемый погрешностями обработки и сборки корпуса, не должен превышать θк≤2θτ/3.

Допускается в обоснованных случаях перераспределять между собой по значению углы перекоса θτ и θд при  условии,  что (θτд)≤0,7θmах

Углы перекоса θτ, θв, θк не должны пре­вышать значений, указанных в табл. 103.

Допуски соосности в диаметральном выражении посадочных поверхностей отно­сительно общей оси определяют по форму­лам:

для вала: ØТрсв=Вtgθв;

для корпуса: ØТрск=Вtgθк.

При длине В1=10мм посадочного места они должны соответствовать значе­ниям, приведенным в табл. 103. При другой длине В = B2, мм, посадочного места для получения соответствующих допусков со­осности следует табличные значения умно­жить на 0,1 В2.

На рис. 42 и 43 показаны обозначения допусков соосности относительно общей оси (базы А, Б) посадочных мест соответст­венно вала и корпуса.

Разрешается вместо допуска соосности указывать допуск радиального биения по­садочных мест относительно тех же баз.

Контроль плоскостности и отклонения от перпендикулярности торцов заплечиков вала и корпуса рекомендуют в отдельных случаях проводить с помощью набора фальшколец (или шаблонов) или по краске. Одно из колец набора должно прилегать к посадочной поверхности вала или отвер­стия корпуса, а своим торцом прилегать к опорному торцу заплечика без просвета (визуальная оценка).

 

Описание: рисунок

Рис. 42. Обозначение допуска соосности посадочных мест вала относительно обшей оси

 

Описание: рисунок

Рис. 43. Обозначение допуска соосности посадочных мест корпуса относительно обшей оси

 

103. Допустимые углы θτ, θв, θк взаимного перекоса колец от погрешностей обработки и допуски ØТрсв, ØТрск (мкм) соосности

посадочных поверхностей вала и корпуса в подшипниковых узлах различных типов

 

Тип подшипника

θτ

θв

θк

ØТрсв

ØТрск

Радиальные однорядные шариковые (при радиальном нагружении) с радиальным зазором:

 

нормальным

4'

1' 20"

2' 40"

4,0

8,0

по 7-му ряду

6'

2'

4'

6,0

12,0

по 8-му ряду

8'

2' 40"

5' 20"

8,0

16,0

Радиально-упорные шариковые одноряд­ные с углами контакта:

а = 12°

3'

1'

2'

3,0

6,0

а = 26°

2' 30"

50"

1' 40"

2,4

4,8

а = 36°

2'

40"

1' 20"

2,0

4,0

Упорно-радиальные шариковые с углом контакта а = 45 ... 60°

2'

40"

1' 20"

2,0

4,0

Упорные шариковые с углом контакта а = 90°

1'

20"

40"

1,0

2,0

Радиальные с цилиндрическими роликами:

с короткими и длинными без моди­фицированного контакта

1'

20"

40"

1,0

2,0

с модифицированным контактом

3'

1'

2'

3,0

3,0

Конические с роликами:

без модифицированного контакта

1'

20"

40"

1,0

2,0

с небольшим модифицированным контактом

2'

40"

1' 20"

2,0

4,0

Конические с модифицированным контак­том на наружном кольце

4'

1' 20"

2' 40"

4,0

8,0

Упорные с цилиндрическими или кониче­скими роликами

30"

10"

20"

0,5

1,0

Игольчатые роликовые:

однорядные

30"

10"

20"

0,5

1,0

однорядные с модифицированным контактом

2'

40"

1' 20"

2,0

4,0

многорядные

30"

10"

20"

0,5

1,0

Шариковые радиальные сферические двух­рядные по ГОСТ 5720-75

6'

2'

41

6,0

12,0

Роликовые радиальные сферические одно­рядные по ГОСТ 24954-81

6'

2'

4'

6,0

12,0

Роликовые  радиальные сферические двух­рядные по ГОСТ 5721-75

6'

2'

4'

6,0

12,0

Роликовые упорные сферические по ГОСТ 9942-80

6'

2'

4'

6,0

12,0

 

Закрепительные и стяжные втулки, а также гайки с резьбой диаметром свыше 190мм, поставляемые в комплекте, допус­кается изготовлять с метрической резьбой.

Значения торцового биения Sd узкого торца гайки для закрепительных точеных втулок относительно резьбы должны быть не более указанных в табл. 104.

 

104. Значения торцового биения Sd узкого торца гайки, мм, не более

 

Номинальный диаметр резьбы гайки d, мм

Резьба

метрическая

трапецеидальная

От 10 до 50 включ.

0,100

-

Св. 50»120»

0,125

-

»120»200»

0,150

-

»200»240»

0,150

0,150

»240»400»

0,175

0,175

»400»630»

0,200

0,200

»630

0,250

0,250

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru