При проектировании самотормозящей червячной
передачи делительный угол подъема у следует выбирать приблизительно в 2 раза
меньше угла трения р' (табл. 152). Меньшие значения
коэффициента трения соответствуют цементованным, шлифованным и полированным
червякам при тщательной приработке и сборке передачи и обильной смазке маслом
достаточной вязкости; коэффициенты трения даны с учетом потерь в подшипниках
валов червяка и червячного колеса в предположении, что оба вала смонтированы
на подшипниках качения. Для обработанных чугунных червячных колес f =
0,06…0,12 (меньшие значения при > 2м/с).
151.
Формулы расчета на прочность червячных колес
Параметры и
обозначения |
Расчетные
формулы |
Вращающий момент на колесе Т2, Н·м |
Исходные данные |
Модуль m, мм |
|
Частота вращения червяка n1 |
|
Делительный угол подъема γ° Число q модулей в диаметре делительного цилиндра
червяка |
|
Число зубьев колеса z2 |
|
Условный угол обхвата 2δ°2 |
|
Скорость скольжения на делительном цилиндре
червяка vск, м/с Напряжения изгиба σF,
МПа Контактные напряжения σH,
МПа (Контактные напряжения в зависимости от скорости
скольжения даны в табл. 154) Значения коэффициента у
приведены в табл. 153 Допустимые напряжения σHP
и σFP приведены в табл. 155. |
|
152. Коэффициент трения fи угол трения р' при червячном колесе
из фосфористой бронзы и стальном червяке
vск, м/с |
f |
p' |
vск, м/с |
f |
p' |
0,01 |
0,11 -0,12 |
6°17' - 6°51' |
2,0 |
0,035 - 0,045 |
2°00' - 2°35' |
0,10 |
0,08 - 0,09 |
4 34 - 5 09 |
2,5 |
0,03 - 0,04 |
1 43 - 2 17 |
0,25 |
0,065 - 0,075 |
3 43 - 4 17 |
3,0 |
0,028 - 0,035 |
1 36 - 2 00 |
0,5 |
0,055 - 0,065 |
3 09 - 3 43 |
4,0 |
0,023 - 0,030 |
1 19 - 1 43 |
1,0. |
0,045 - 0,055 |
2 35 - 3 09 |
7,0 |
0,018 - 0,026 |
1 02 - 1 29 |
2,5 |
0,04 - 0,05 |
2 17 - 2 52 |
10 |
0,016 - 0,024 |
0 55 - 1 22 |
15 |
0,014 - 0,020 |
0 48 - 1 09 |
153.
Значения коэффициентов у
z2 |
y |
z2 |
y |
z2 |
y |
z2 |
y |
z2 |
y |
z2 |
y |
16 |
0,095 |
20 |
0,100 |
26 |
0,107 |
35 |
0,120 |
50 |
0,136 |
150 |
0,150 |
17 |
0,096 |
21 |
0,101 |
28 |
0,110 |
37 |
0,123 |
60 |
0,141 |
300 |
0,160 |
18 |
0,098 |
22 |
0,103 |
30 |
0,113 |
40 |
0,128 |
80 |
0,148 |
||
19 |
0,099 |
24 |
0,105 |
32 |
0,116 |
45 |
0,133 |
100 |
0,152 |
154.
Контактные напряжения в зависимости от скорости скольжения
Марка материала |
σНР,
МПа, при скорости скольжения v, м/с |
||||||
червяка |
колеса |
0 |
0,25 |
0,5 |
1 |
2 |
3 |
Чугун СЧ 15 СЧ 18 СЧ20 |
Чугун СЧ 10 СЧ 15 |
220 |
200 |
190 |
170 |
140 |
100 |
Сталь 20 цементованная Бронза |
Чугун СЧ 10 СЧ 15 Бронза БрАЖ 9-4Л |
190 |
160 |
130 |
ПО |
90 |
— |
Сталь Ст6 Сталь 45 |
СЧ 10 СЧ 15 |
170 |
140 |
120 |
100 |
70 |
— |
155.
Допускаемые напряжения для зубьев червячных колес
Марка материала |
Способ отливки |
Допускаемые
напряжения, МПа |
||
изгиба σFP |
контактные σНР |
|||
червяк до 45HRC |
червяк Св. 45HRC |
|||
БрО10 Ф1 |
В песчано-глинистые формы В кокиль |
60 80 |
170 250 |
200 300 |
БрО10 H1Ф1 |
Центробежный |
95 |
270 |
330 |
БрО6 Ц6 С3 |
В песчано-глинистые формы В кокиль Центробежный |
55 60 70 |
150 170 210 |
190 200 260 |
БрО5 Ц7 С12 |
В песчано-глинистые формы |
55 |
150 |
190 |
Бр АЖ9-4Л |
В песчано-глинистые формы В кокиль |
10 11 |
В зависимости от скорости скольжения и
материала червяка |
|
Чугун СЧ 10 СЧ 15 СЧ 18 СЧ 20 |
— |
40 45 50 60 |
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов