Соединения
деталей. Валики и втулки приводных
цепей всех видов, кроме цепей с изогнутыми пластинами, изготовляют без уступов
по концам.
Надежное взаимное расположение деталей цепи
обеспечивают только посадками с натягом. Массовое использование таких
соединений и повышенная их ответственность (при сползании пластины с концов
втулок цепь теряет подвижность в шарнирах, а при смешении внутрь втулочной или
открыто шарнирной цепи нарушается зацепление) предопределяют особые подходы к
выбору натягов в соединениях. Их значения принимают намного
большими, чем предусмотрено стандартными посадками (табл. 51).
Этим удешевляется производство, а пластическое
деформирование отверстий пластин, неизбежное при столь больших натягах,
существенно повышает сопротивление усталости пластин (в 1,6-1,7 раза).
Зазоры в сопряжениях цилиндрических деталей
следует выбирать с учетом того, что концы тонкостенных втулок деформируются
при посадке с большими натягами, а сами втулки, кроме того, при взаимодействии
с зубом звездочки сплющиваются, что уменьшает зазор между ними и валиками.
Детали, фиксирующие положение валиков в
цепях с изогнутыми пластинами, и положение пластины соединительного звена,
посаженной с зазором, имеют важное значение.
Шплинтовые соединения мало надежны; разрушение шплинта
ведет к выпаданию валика, что равнозначно разрыву цепи.
51.
Натяги и зазоры в соединениях валиков и втулок пластинчатых роликовых цепей
Параметр |
Цепи |
|||||||
Приводные |
Тяговые |
|||||||
Шаг, мм |
12,7 |
19,05 |
38,1 |
50,8 |
100 |
125* |
160*-315 |
315* |
Номинальный
диаметр, мм |
3,65 |
5,94 |
11,10 |
14,27 |
15,00 |
21,00 |
25,00 |
30,00 |
5,24 |
8,60 |
17,04 |
21,00 |
21,00 |
30,00 |
36,00 |
42,00 |
|
Натяг в соединении
с пластинами, мкм |
45-110 |
60-160 |
70-250 |
120-310 |
100-320 |
Зазор |
Зазор |
Зазор |
20-100 |
60-160 |
80-240 |
80-260 |
100-440 |
0-530 |
0-570 |
0-530 |
|
Относительный
натяг (отношение среднего натяга к диаметру) |
0,021 |
0,019 |
0,014 |
0,015 |
0,014 |
Зазор |
Зазор |
Зазор |
0,012 |
0,013 |
0,009 |
0,012 |
0,013 |
0,009 |
0,007 |
0,006 |
|
Зазор между валиком
и втулкой, мкм |
70-130 |
100-200 |
220-390 |
250-440 |
430-810 |
330-410 |
440-700 |
430-720 |
* Валики фиксируются относительно пластин
стопорными планками; втулки имеют двусторонние лыски.
Примечание. В числителе приведены параметры для валиков,
в знаменателе - для втулок.
Способы
смазки (см. табл. 53). Для тихоходных
передач (v < 1…2м/с) используют периодическую смазку, при средних и высоких
скоростях - непрерывную.
Преимущественное применение имеют жидкие
масла, реже, пластичные и твердые смазки. Выбор смазочного материала диктуется
условиями работы цепи, принятым способом смазки и конструкцией смазочного
устройства.
Разновидности периодического способа смазки -
ручная и внутришарнирная. При ручной смазке используют
жидкие масла, при внутри-шарнирной - пластичные смазки.
Смазывание вручную осуществляют поливом из
масленки, подачей жидкого масла с помощью кисти, фитиля, ручного насоса
(лубрикатора).
Внутришарнирную смазку осуществляют окунанием
очищенной цепи в ванну с разогретой пластичной смазкой; периодичность до 80ч.
Для непрерывной смазки цепи маслом используют следующие способы: капельный; погружением в масляную ванну; масляной струей;
разбрызгиванием; распылением воздушной струей. При непрерывных способах смазки
передачу размещают в маслонепроницаемом кожухе. Эти способы смазки рекомендуют
при скоростях свыше 2-4м/с.
В цепных передачах массового и крупносерийного
производства (исключая автомобили и некоторые другие виды машин), в целях
экономии при изготовлении, применяют преимущественно периодические способы
смазки не только при малых, но и при довольно значительных скоростях (4-6м/с),
что снижает их долговечность. Более совершенные непрерывные способы смазки
существенно повышают технический уровень цепных передач многих машин.
Защитные
устройства цепных передач в виде
кожухов из листовой стали имеют многоцелевое назначение: при непрерывных
способах смазки кожух служит резервуаром (картером) для масла, в периодически
смазываемых передачах предотвращает его разбрызгивание и во всех случаях
защищает передачу от пыли и грязи, обеспечивает безопасность, способствует
снижению шума. Сетчатые кожухи обеспечивают лишь защиту персонала.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов