По точностным параметрам ШВП разделяют на позиционные и транспортные (ОСТ 2 Р31-7-88). Позиционные ШВП
позволяют произвести косвенное измерение осевого перемещения в зависимости от угла
поворота и хода резьбы винта. В транспортных ШВП перемещения
измеряют прямым методом с помощью отдельной измерительной системы, не зависящей
от угла поворота винта.
Классы кинематической и геометрической
точности ШВП должны соответствовать ОСТ 2 РЗ1-4-88. Согласно этому стандарту
установлены классы точности для позиционных (П) и транспортных
(Т) ШВП соответственно: П1, П3, П5, П7 и Т1, Т3, Т5,
Т7, Т9. Т10.
Кинематическую
точность ШВП характеризуют
кинематической погрешностью винтовой пары - разностью между действительным и
номинальным осевыми перемещениями одной из сопряженных деталей винтовой пары в
их относительном движении. Под наибольшей кинематической погрешностью понимают
наибольшую алгебраическую разность значений кинематической погрешности
винтовой пары в пределах заданной длины осевого перемещения.
Зависимость кинематической погрешности
винтовой пары от номинального осевого перемещения представлена на рис. 2.
Отклонение кинематической погрешности на всей измеряемой длине lи резьбы не должно превышать
допускаемого значения ep.
В качестве других нормируемых показателей
кинематической точности приняты:
Vир - ширина полосы колебаний кинематической погрешности на измеряемой
длине lи резьбы;
Рис. 2
V300p -
ширина полосы колебаний кинематической погрешности в пределах 300мм измеряемой
длины резьбы;
V2?p -
ширина полосы отклонения пульсаций кинематической погрешности в пределах одного
оборота, т.е. в пределах хода Ph, резьбы.
Допускаемые значения нормируемых показателей
(табл. 5 и 6) регламентированы ОСТ 2 РЗ 1-4-88, в котором учтены требования
ИСО.
Внутризаводские
приемосдаточные нормы кинематической точности (ОСТ 2 Р31-5-89). Ширина полосы колебаний
отклонения действительного перемещения от номинального, оцениваемая параметром
Vир, для позиционных ШВП на всей измеряемой
длине lи резьбы по внутризаводским
приемосдаточным нормам кинематической точности должна быть не более значений,
указанных в табл. 7.
Внутризаводские приемосдаточные нормы
точности на внутришаговое отклонение V2?р
не подлежат ужесточению, так как они находятся на уровне лучших мировых
стандартов и на пределе возможностей технических измерений.
5.
Допускаемые значения показателей V300p и V2?p, мм
Показатель |
Класс точности |
|||||
П1, Т1 |
П3, Т3 |
П5, Т5 |
П7, Т7 |
Т9 |
T10 |
|
V300р V2?p |
0,006 0,004 |
0,012 0,006 |
0,023 0,008 |
0,052 0,012 |
0,100 - |
0,210 - |
6.
Допускаемые значения показателей ер и Vир
кинематической точности, мм
Измеряемая длина
lи, мм |
Класс точности |
||||||||
П1 |
П3 |
П5 |
П7 |
||||||
Св. |
До |
ер |
Vир |
ер |
Vир |
ер |
Vир |
ер |
Vир |
— |
315 |
0,006 |
0,006 |
0,012 |
0,012 |
0,023 |
0,023 |
0,052 |
0,052 |
315 |
400 |
0,007 |
0,006 |
0,013 |
0,012 |
0,025 |
0,025 |
0,056 |
0,055 |
400 |
500 |
0,008 |
0,007 |
0,015 |
0,013 |
0,027 |
0,026 |
0,062 |
0,058 |
500 |
630 |
0,009 |
0,007 |
0,016 |
0,014 |
0,030 |
0,029 |
0,070 |
0,062 |
630 |
800 |
0,010 |
0,008 |
0,018 |
0,016 |
0,035 |
0,031 |
0,079 |
0,068 |
800 |
1000 |
0,011 |
0,009 |
0,021 |
0,017 |
0,040 |
0,035 |
0,091 |
0,074 |
1000 |
1250 |
0,013 |
0,010 |
0,024 |
0,019 |
0,046 |
0,039 |
0,105 |
0,082 |
1250 |
1600 |
0,015 |
0,011 |
0,029 |
0,022 |
0,054 |
0,044 |
0,124 |
0,093 |
1600 |
2000 |
0,018 |
0,013 |
0,035 |
0,025 |
0,065 |
0,051 |
0,148 |
0,106 |
2000 |
2500 |
0,022 |
0,015 |
0,041 |
0,029 |
0,077 |
0,059 |
0,176 |
0,123 |
2500 |
3150 |
0,026 |
0,017 |
0,050 |
0,034 |
0,093 |
0,069 |
0,213 |
0,143 |
3150 |
4000 |
0,032 |
0,021 |
0,062 |
0,041 |
0,115 |
0,082 |
0,261 |
0,170 |
4000 |
5000 |
— |
— |
0,076 |
0,049 |
0,140 |
0,099 |
0,320 |
0,203 |
5000 |
6300 |
— |
— |
— |
— |
0,170 |
0,110 |
0,393 |
0,244 |
6300 |
8000 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,473 |
0,298 |
Примечание. Для транспортных ШВП всех классов точности
значения Vир не
регламентируют, а значение ер =2 lи
V300р /300.
7.
Нормы кинематической точности, мм
Измеряемая
длина lи |
Vир
для классов точности |
||||||
по
ОСТ2Р31-4-88 |
приемосдаточные |
||||||
Св. |
До |
П1 |
П3 |
П5 |
П1 |
П3 |
П5 |
315 |
0,006 |
0,012 |
0,023 |
0,005 |
0,008 |
0,018 |
|
315 |
400 |
0,006 |
0,012 |
0,025 |
0,005 |
0,010 |
0,020 |
400 |
500 |
0,007 |
0,013 |
0,026 |
0,005 |
0,010 |
0,020 |
500 |
630 |
0,007 |
0,014 |
0,029 |
0,006 |
0,012 |
0,023 |
630 |
800 |
0,008 |
0,016 |
0,031 |
0,007 |
0,013 |
0,025 |
800 |
1000 |
0,009 |
0,017 |
0,035 |
0,008 |
0,015 |
0,027 |
1000 |
1250 |
0,010 |
0,019 |
0,039 |
0,009 |
0,016 |
0,030 |
1250 |
1600 |
0,011 |
0,022 |
0,044 |
0,010 |
0,018 |
0,035 |
1600 |
2000 |
0,013 |
0,025 |
0,051 |
0,011 |
0,021 |
0,040 |
2000 |
2500 |
0,015 |
0,029 |
0,059 |
0,013 |
0,024 |
0,046 |
2500 |
3150 |
0,017 |
0,034 |
0,069 |
0,015 |
0,029 |
0,054 |
3150 |
4000 |
0,021 |
0,041 |
0,082 |
0,018 |
0,035 |
0,065 |
4000 |
5000 |
— |
0,049 |
0,099 |
— |
0,041 |
0,077 |
5000 |
6300 |
— |
— |
0,119 |
— |
— |
0.093 |
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов