Согласно ОСТ 2 РЗ1-5-89 качество материалов,
обработки и сборки ШВП должно соответствовать ГОСТ 7599-82, а для поставок на
экспорт - ОСТ2 Н06-1-86.
Радиальный
зазор между винтом и гайкой до
создания преднатяга для ШВП с полукруглым профилем должен соответствовать
значениям, приведенным в табл. 8.
Радиальный зазор измеряют при смешении
собранной гайки в радиальном направлении под действием силы, превышающей силу
тяжести гайки в 1,5-2 раза. Измерительный наконечник индикатора должен касаться
наружной поверхности гайки.
8.
Радиальный зазор ШВП до создания преднатяга
Номинальный диаметр d0,
мм |
Шаг резьбы Р, мм |
Радиальный
зазор, мм |
|
максимальный |
минимальный |
||
16 |
2,5 |
0,020/- |
0,056/- |
25 |
5,0 |
0,093/0,107 |
0,067/0,073 |
25 |
10,0 |
0,170/0,170 |
0,110/0,113 |
32 |
5,0 |
0,096/0,110 |
0,064/0,075 |
32 |
10,0 |
0,170/0,171 |
0,110/0,112 |
40 |
5,0 |
0,096/0,110 |
0,064/0,072 |
40 |
6,0 |
0,101/0,113 |
0,059/0,065 |
40 |
10,0 |
0,161/0,173 |
0,119/0,126 |
50 |
5,0 |
0,101/0,110 |
0,059/0,061 |
50 |
10,0 |
0,163/0,175 |
0,117/0,125 |
50 |
12,0 |
0,183/0,197 |
0,137/0,146 |
63 |
10,0 |
0,165/0,177 |
0,115/0,123 |
80 |
10,0 |
0,167/0,179 |
0,113/0,121 |
80 |
20,0 |
0,247/0,273 |
0,193/0,211 |
100 |
10,0 |
0,170/0,192 |
0,110/0,118 |
100 |
20,0 |
0,250/0,276 |
0,180/0,198 |
125 |
20,0 |
0,422/0,430 |
0,338/0,350 |
Примечание. В знаменателе приведены значения радиального
зазора для винтов с разгрузочными канавками (рис. 1,б).
Осевая
жесткость. Под осевой жесткостью
понимают отношение действующей на передачу осевой силы, приложенной к гаечной
группе, к ее осевому перемещению относительно винта при условии, что винт не проворачивается.
Значения осевой жесткости должны быть не
менее значений, приведенных в табл. 9 и 10.
При измерении жесткости корпус гаечной
группы и винт удерживают от проворота. На винте закрепляют измерительное
приспособление, позволяющее одновременно производить измерения смешения
корпуса (гайки) относительно винта в трех равномерно расположенных по
окружности точках при помощи датчиков линейного перемещения. К винту
прикладывают осевую силу F. Значения силы F, прикладываемой к винту при определении
осевой жесткости, приведены в табл. 11.
Грузоподъемность.
Значения динамической Са и статической C0а
грузоподъемностей, а также минимальные и максимальные значения момента Тхх холостого хода ШВП приведены в табл. 12.
Шариковинтовые передачи характеризуются
базовой статической осевой C0а и базовой динамической осевой Са грузоподъемностью.
Базовая
статическая осевая грузоподъемность С0а - статическая осевая сила (Н), которая вызывает общую остаточную
пластическую деформацию шарика, канавок винта и гайки, равную 0,0001 диаметра
шарика.
9.
Осевая жесткость корпусных ШВП
Номинальный
диаметр
d0, мм |
Шаг
резьбы Р, мм |
Жесткость
для классов точности, Н/мкм |
|||||
П1 Т1 |
П3 Т3 |
П5 Т5 |
П7 Т7 |
— Т9 |
— Т10 |
||
25 32 |
5 5 |
500 700 |
460 650 |
420 590 |
400 560 |
— |
— |
40 |
5 6 10 |
950 830 740 |
880 770 680 |
800 705 620 |
760 660 590 |
— |
— |
50 |
5 10 12 |
1250 1000 900 |
1150 920 825 |
1050 840 750 |
990 800 705 |
— |
— |
63 |
10 |
1350 |
1260 |
1150 |
1100 |
— |
— |
80 |
10 20 |
1700 1450 |
1570 1360 |
1430 1240 |
1350 1180 |
— |
— |
100 |
10 20 |
2200 2100 |
2040 1950 |
1860 1780 |
1770 1700 |
— |
— |
Примечания:
1. Жесткость для классов точности Т9 и Т10 не регламентируют.
2. Для исполнения с одной гайкой жесткость не
регламентируют, с двумя - согласно приведенным в таблице значениям (при этом
гайки заключают в технологический корпус).
10.
Осевая жесткость бескорпусных ШВП
Номинальный
диаметр
d0, мм |
Шаг
резьбы Р, мм |
Жесткость
для классов точности, Н/мкм |
|||||
П1 Т1 |
П3 Т3 |
П5 Т5 |
П7 Т7 |
— Т9 |
— Т10 |
||
16 |
2,5 |
230 |
215 |
200 |
190 |
— |
— |
25 |
5 10 |
560 460 |
540 440 |
490 400 |
460 380 |
— |
— |
32 |
5 10 |
760 610 |
730 590 |
665 535 |
630 500 |
— |
— |
40 |
5 10 |
1050 820 |
1000 780 |
950 715 |
900 680 |
— |
— |
50 |
5 10 |
1250 1100 |
1200 1050 |
1100 980 |
1050 930 |
— |
— |
63 |
10 |
1550 |
1500 |
1370 |
1300 |
— |
— |
80 |
10 20 |
1900 1650 |
1800 1580 |
1650 1440 |
1570 1370 |
— |
— |
100 |
10 20 |
2450 2350 |
2350 2250 |
2150 2075 |
2050 1970 |
— |
— |
125 |
20 |
2850 |
2750 |
2525 |
2400 |
— |
— |
Примечание. Жесткость дли классов точности Т9 и Т10 не регламентируют.
11.
Значения осевой силы F при определении жесткости ШВП
Типоразмер d0
× P, мм |
F, кН |
Типоразмер d0
× Р, мм |
F, кН |
16×2,5 |
0,5 |
50×10 |
3,75 |
25×5 |
1,6 |
50×12 |
6,9 |
25×10 |
3,0 |
63×10 |
7,5 |
32×5 |
2,3 |
80×10 |
9,15 |
32×10 |
2,5 |
80×20 |
12,0 |
40×5 |
4,6 |
100×10 |
15,0 |
40×6 |
3,0 |
100×20 |
25,95 |
40×10 |
3,25 |
125×20 |
40,0 |
50×5 |
4,85 |
12.
Основные характеристики ШВП
Типоразмер d0
× P, мм |
Грузоподъемность,
Н |
Тхх,
Н·м |
||
статическая С0а |
динамическая Са |
min |
max |
|
16×2,5 |
9600 |
5000 |
0,05 |
0,20 |
25×5 |
28100 |
16580 |
0,08 |
0,32 |
25×10 |
48800 |
46400 |
0,11 |
0,35 |
32×5 |
37500 |
17710 |
0,18 |
0,56 |
32×10 |
65000 |
49800 |
0,22 |
0,60 |
40×5 |
49400 |
19170 |
0,30 |
0,84 |
40×6 |
56400 |
23700 |
0,32 |
0,83 |
40×10 |
85900 |
54700 |
0,45 |
0,95 |
50×5 |
62800 |
20640 |
0,50 |
1,35 |
50×10 |
112500 |
57750 |
0,48 |
1,23 |
50×12 |
119900 |
65400 |
0,49 |
1,09 |
63×10 |
149700 |
62030 |
0,75 |
2,03 |
80×10 |
197700 |
66880 |
1,23 |
3,25 |
80×20 |
297600 |
143400 |
2,30 |
3,88 |
100×10 |
251100 |
71840 |
2,04 |
5,20 |
100×20 |
386400 |
151800 |
2,75 |
5,23 |
125×20 |
729000 |
278000 |
2,80 |
5,50 |
Примечание. Приведенные значения для корпусных
ШВП соответствуют исполнениям II, III и IV.
Базовая динамическая осевая грузоподъемность
Са - осевая сила (Н), которую шариковинтовая передача может воспринимать при базовой
долговечности, составляющей 1 миллион оборотов винта.
Базовые грузоподъемности соответствуют
передаче, выполненной из обычно применяемых сталей [1, 3]. При отличии свойств
материала от обычных, а также в зависимости от класса точности, твердости
рабочих поверхностей и др. вычисляют значение скорректированной статической C0ap
и скорректированной динамической Cap
грузоподъемности:
C0ap = K0С0а
и Саp = KCa,
где K0 и К - корректирующие коэффициенты.
Момент холостого хода замеряют в контролируемой
передаче, установленной в центрах стенда, при вращении винта с частотой 100мин-1.
Все параметры в табл. 9-12 указаны для ШВП с
трехконтурными гайками. Для ШВП, имеющих гайки с количеством контуров 1, 2, 4,
5 или 6 значения осевой жесткости, статической грузоподъемности должны быть
уменьшены в 3; 1,5; 0,75; 0,6 или 0,5 раза соответственно. Значения динамической
грузоподъемности должны быть уменьшены в 2,57; 1,42; 0,78; 0,64 или 0,55 раза
соответственно.
В ШВП с вкладышами, установленными в окна
гаек с помощью элементов ориентации, совмещающими канал возврата с резьбой
гайки в зоне контакта шариков с гайкой, динамическая грузоподъемность выше в
1,02 раза, а долговечность - 1,06 раза.
Значения критической осевой силы должны
соответствовать ОСТ 2 Н62-6-85.
ШВП с
предварительным натягом. С целью
устранения осевого зазора в сопряжении винт-гайка и повышения тем самым осевой
жесткости и точности перемещения ведомого элемента ШВП собирают с предварительным
натягом.
Передачи, применяемые в станкостроении,
выполняют с натягом; они состоят из двух гаек, каждая из которых имеет по три
рабочих витка. Перепускные каналы в специальных вкладышах соединяют два соседних
витка. Шарики в этом случае разделены на три циркулирующие группы.
Профиль резьбы - полукруглый. Натяг создают
относительным осевым смещением гаек, которое осуществляют установкой прокладок
между ними или их относительным угловым поворотом. В последнем случае соединение
гаек с корпусом выполняют зубчатыми муфтами, у которых наружные зубья нарезаны
на фланцах гаек, а внутренние - на корпусе. Числа зубьев муфт отличаются на
единицу, что позволяет поворачивать гайку одну относительно другой на малый
угол, осуществляя осевое смещение на очень малую величину.
Если число зубьев на фланце одной из гаек z ,
а на фланце другой (z +1), то поворот обеих гаек в одну сторону на к зубьев
приводит при шаге Р к их осевому смещению на
Δ = Рk/[z(z+l)].
Например, при z = 92, Р
= 10мм и k =1 имеем Δ = 1,2мкм.
Поворот гаек выполняют вне винта на
специальной оправке - трубе с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру
резьбы винта по впадинам, после чего гайки вместе с корпусом навинчивают на
винт.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов