Гайку с опорой рассматривают как заделку:
гайку, перемещаемую в направляющих и поддерживающую винт - как шарнирную опору.
Конструктивно винт представляет собой длинный
вал с нарезанной резьбой и гладкими участками под опоры, обычно располагаемыми
по концам. Длина винтов в станках не превышает 2-, предельная длина винта 7-
ограничена технологическими и эксплуатационными требованиями.
Винты передачи подвержены воздействию
значительной осевой силы. В зависимости от схемы осевой фиксации вращающиеся
винты работают на растяжение или сжатие.
Возможные схемы закрепления винта приведены в
табл. 15.
Схема 1. Одна опора воспринимает осевую в обоих
направлениях и радиальную нагрузки, вторая опора отсутствует: один конец
заделан жестко, второй – свободный.
Схема 2. Каждая из опор воспринимает осевую в одном
направлении и радиальную нагрузки: оба конца - опорные.
Схема 3. Одна опора воспринимает осевую
в обоих направлениях и радиальную нагрузки, вторая - только радиальную (как
вариант дополнительно осевую одного направления): один конец заделан жестко,
второй опорный.
Схема 4. Каждая из опор воспринимает осевую в обоих
направлениях и радиальную нагрузки: оба конца заделаны жестко.
14.
Показатели качества ШВП
Наименование
показателя |
Обозначение |
Характеризуемое
свойство |
Применяемость в документах* |
||||
ТЗ |
ОСТ |
ТУ |
КУ |
||||
НИР |
ОКР |
||||||
1. Показатели
назначения |
|||||||
1.1. Типоразмер
передачи (номинальный диаметр×шаг), мм |
d0×P |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.2. Габаритные
размеры гайки передачи, мм |
l×d |
Возможность установки передачи в станке,
участке, комплексе или роботе |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.3. Максимальные
длины винта и резьбы, мм |
- |
Габариты передачи |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.4. Точность
перемещения, мкм |
ΔР360 :
ΔРΣ |
Соответствие условиям эксплуатации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.5. Максимальный
момент холостого хода, Н·м |
Мххmax |
То же |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.6. Минимальный
момент холостого хода, Н·м |
Мххmin |
« |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.7. Колебание
момента холостого хода в пределах одного оборота
винта, Н·м |
ΔМхх |
« |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.8. Динамическая
грузоподъемность, Н |
С |
Долговечность передачи |
+ |
+ |
+ |
± |
+ |
1.9. Статическая
грузоподъемность, Н |
С0 |
Предельная нагрузочная способность |
+ |
+ |
+ |
± |
+ |
1.10. Максимальный
осевой зазор, мм |
- |
Нестабильность позиционирования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.11. Осевая
жесткость, Н/мкм |
- |
Точность позиционирования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.12. Значение
радиального биения резьбы винта относительно
центровых отверстий, мм |
- |
- |
- |
± |
+ |
± |
- |
2. Показатель
экономного использования металлов |
|||||||
2.1. Удельная масса (отношение массы гаечной группы к номинальному
диаметру), кг/мм |
- |
Эффективность использования материала в
конструкции |
- |
± |
- |
± |
- |
3. Показатель
надежности |
|||||||
3.1.
Долговечность, млн. об. |
L |
Свойство объекта сохранять работоспособное
состояние при установленной системе технического обслуживания
и ремонта |
- |
± |
+ |
+ |
- |
4. Показатель
технологичности |
|||||||
4.1. Удельная
трудоемкость производства, нормо-час |
- |
Приспособленность к условиям производства.
Экономичность по трудоемкости и использованию металла |
- |
± |
- |
- |
- |
5. Показатель
стандартизации и унификации |
|||||||
5.1. Коэффициент
применяемости, % |
- |
Степень заимствования |
- |
± |
- |
- |
- |
6.
Патентно-правовой показатель |
|||||||
6.1. Коэффициент
патентной чистоты |
- |
Приоритет внутри страны и за рубежом |
- |
± |
- |
- |
- |
*Т3 - техническое задание; НИР -
научно-исследовательская работа; ОКР -
опытно-конструкторская работа; ОСТ - отраслевой стандарт; ТУ - технические
условия; КУ - карта технического уровня.
15.
Схемы закрепления винта
№ |
Способ
заделки винта |
Схема |
1 |
Один коней заделан жестко, второй свободный |
|
2 |
Оба конца опорные |
|
3 |
Один конец заделан жестко, второй опорный |
|
4 |
Оба конца заделаны жестко |
|
Преимущественное применение в станкостроении
имеют схемы с односторонней (схема 3) и двусторонней (схема 4) осевой заделкой.
Жестко заделанную опору могут составлять,
например, два радиально-упорных шариковых или роликовых подшипника или два
упорно-радиальных подшипника с утлом контакта
60º, или один комбинированный (двойной упорный совместно с радиальным).
Шарнирную опору составляет один радиальный
шарикоподшипник или упорный роликовый подшипник совместно с радиальным
шариковым.
Например, в опорах винтовых механизмов приводов подач рабочих органов станков и гибких
сверлильно-фрезерно-расточных производственных модулей применяют (ОСТ 2
Н62-6-85);
- комбинированные роликовые подшипники по
ГОСТ 26290-90;
- упорные роликовые подшипники по ГОСТ
23526-79;
- радиальные шарикоподшипники по ГОСТ
7242-81.
Затяжку подшипников выполняют гайками
шлицевыми по ГОСТ 11871-88.
Для компенсации тепловых удлинений в
механизмах по схемам 3 и 4 винт может быть растянут силой,
равной максимальной осевой нагрузке.
В ОСТ 2 Н62-6-85 приведены также числовые
значения жесткостей комбинированных и упорных подшипников, расчет жесткости
ШВП, основные параметры и размеры муфт привода подач с ШВП, рекомендуемые
исполнения местных защитных устройств и их размеры, рекомендуемые исполнения
общей зашиты.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов