Требования
к сварке
Сварка
низкоуглеродистых сталей.
1. При сварке в углекислом газе для обеспечения
необходимых механических свойств металла шва и высокой стойкости его против образования
пор и кристаллизационных трещин следует применять сварочную проволоку марки
Св-08Г2С, а для сварки неответственных конструкций - проволоку марки Св-08ГС.
При сварке сталей с содержанием углерода
0,21...0,25% применение проволоки Св-08Г2С обязательно.
2. При сварке под флюсом необходимо применять
сочетание низкоуглеродистой сварочной проволоки марки Св-08А и Св-08 и
высококремнистого марганцовистого флюса марок АН-348-А или ОСЦ-45, а при сварке
особо ответственных конструкций - сварочной проволоки Св-08ГА и упомянутых
флюсов.
Сварка
низколегированных сталей.
1. При сварке низколегированных низкоуглеродистых сталей в углекислом газе для
обеспечения необходимых механических свойств металла шва и высокой
стойкости его против образования пор и кристаллизационных трещин следует
применять сварочную проволоку Св-08Г2С.
2. При сварке низколегированных низкоуглеродистых
сталей под флюсом необходимо применять сочетание низкоуглеродистой сварочной
проволоки Св-08ГА или Св-08А и высококремнистого марганцовистого флюса АН-348-А
или ОСЦ-45.
Контактной точечной и шовной сваркой
сваривают листы, профили и детали толщиной 0,3...3мм. Соотношение толщин
свариваемых деталей не должно превышать 3:1. При больших соотношениях толщин
нарушается стабильность механических свойств.
Для сварки узлов и конструкций ответственного
назначения применяют электроннолучевую сварку, которая обеспечивает сварку
деталей толщиной 30...60мм.
Сварка коррозионно-стойких, жаропрочных сталей и сплавов. Стали и сплавы этого класса обладают хорошей
свариваемостью. Однако теплофизические свойства и склонность к образованию в
шве и околошовной зоне горячих трещин определяют некоторые особенности их
сварки. Характерные для большинства сталей и сплавов низкая теплопроводность и
высокий коэффициент линейного расширения обусловливают при прочих равных
условиях (способе сварки, геометрии кромок и др.) расширение зоны проплавления
и областей, нагретых до различных температур, и увеличение суммарной
пластической деформации металла шва и околошовной зоны. Это увеличивает
коробление конструкций. Поэтому следует применять способы и режимы сварки,
характеризующиеся максимальной концентрацией тепловой энергии.
Оценка возможностей дуговых способов сварки
по толщине детали дана в табл. I.
Для сварки жаропрочных сталей и сплавов
больших толщин (до 30мм) применяют электронно-лучевую сварку. Возможность
сварки за один проход зависит от формы шва и является важным технологическим
преимуществом этого способа сварки.
Контактной точечной и шовной сваркой
сваривают детали толщиной 0,05...6мм. Соотношение толщин свариваемых деталей
не более 5:1.
Сварка
алюминия и его сплавов.
1. Алюминиевые изделия перед сваркой должны
проходить специальную подготовку, заключающуюся в обезжиривании металла и
удалении с его поверхности пленки окиси алюминия химическим или другими способами.
2. Для предотвращения деформаций и образования
трещин сварку следует производить в кондукторах.
3. При ручной электродуговой сварке детали
толщиной свыше 10мм рекомендуется предварительно нагреть до 100...400°С в зависимости от толщины металла.
4. При аргонно-дуговой и газовой сварке
алюминия и его сплавов сварочная проволока и присадочные прутки следует
применять того же или аналогичного состава, что и свариваемый металл.
5. Наиболее рациональным типом соединений
является стыковое, которое можно выполнить любым
способом. При разделке кромок угол их раскрытия необходимо ограничить с целью
уменьшения объема наплавленного металла.
Для точечной и шовной контактной сварки
характерны нахлесточные соединения. При этом соотношение толщин свариваемых
деталей не превышает 1 : 2.
Контактную сварку (точечную и шовную)
применяют для соединения листов и профильного проката преимущественно из
сплавов АМц, Д16, АМг6.
Хорошее качество сварного шва обеспечивает
электронно-лучевая сварка деталей из алюминиевых сплавов больших толщин (6...
20мм).
Сварка
титана и его сплавов. Основная
проблема свариваемости титановых сплавов — получение сварных соединений с
хорошей пластичностью, зависящей от качества защиты и чувствительности металла
к термическому циклу сварки.
I.
Предельные толщины свариваемых деталей из коррозионно-стойких,
жаропрочных сталей и сплавов
Размеры, мм
Характер
свариваемых кромок (шов
односторонний) |
Способ
сварки |
|||||||
Ручная
дуговая |
Автоматическая |
В
защитном газе |
||||||
ручная |
в
защитном газе |
Под
флюсом |
электрошлаковая |
W |
П |
|||
Аг |
СО2 |
|||||||
W |
П |
|||||||
Без разделки кромок С разделкой кромок |
5 12 |
3 8 |
5 10 |
5 10 |
12 50 |
200 - |
3 7 |
5 12 |
Обозначения: W - сварка неплавящимся электродом; П - сварка плавящимся электродом.
Насыщение металла шва кислородом, азотом и
водородом в процессе сварки резко снижает пластичность и предел длительной
прочности сварных конструкций. Поэтому зона сварки, ограниченная
изотермой 350°С, должна быть тщательно защищена от
взаимодействия с воздухом (сварка в инертных газах, под специальными флюсами,
в вакууме).
Сварка без защиты возможна при сварке давлением,
когда благодаря высокой скорости процесса и вытеснению продуктов окисления при
давлении (контактная сварка) не происходит насыщения шва кислородом.
Отсутствие высокого нагрева (ультразвуковая
сварка) уменьшает опасность активного взаимодействия титана с воздухом в зоне
сварки.
Электронно-лучевая сварка титана обеспечивает
наилучшие условия защиты. Высокая концентрация энергии позволяет вести сварку
на высоких скоростях с глубоким проплавлением. Область рекомендуемых свариваемых
толщин 8...25мм.
Аргонно-дуговая сварка является основным
способом сварки титана и его сплавов. В качестве присадочного материала
применяют трубки или проволоку из титана и его сплавов. Можно сваривать стыковой,
точечной и шовной контактной сваркой.
После дуговой сварки изделий для снятия
внутренних напряжений целесообразно производить отжиг не позже двух часов
после окончания сварки. Отжиг производят при 600...650°С
с выдержкой 30...45мин.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Строительная механика Теория машин и механизмов